Качество продукции или услуг - один из ключевых факторов эффективной деятельности любой организации на современном рынке. В действующем законодательстве РФ содержатся специальные нормативно-правовые акты и нормы, которые призваны обеспечить высокий уровень качества товаров, работ, услуг.
Как категория управления качество является интегральным понятием, характеризующим признание и значимость производимой продукции или услуги на определенном рынке.
Принципы регулирования и управления качеством
Технология регулирования и управления качеством должна осуществляться согласно установленным принципам:
- единые правила определения требований для продукции или к связанных с ней процессов планирования, строительства, производства, монтажа, эксплуатации, наладки, перевозки, хранения, утилизации, а также оказанию услуг;
- соответствие технологии регулирования развитию экономики, состоянию материально-технической базы, научно-техническому потенциалу;
- независимый характер аккредитации, сертификации от продавцов, изготовителей, приобретателей и исполнителей;
- единая система и правила аккредитации;
- единство методов и правил исследований и измерений, используемых в процедуре оценки соответствия;
- единство применяемых требований технологических регламентов вне зависимости от особенности сделки;
- недопустимость ограничений конкуренции в процессе осуществления сертификации и аккредитации;
- недопустимость совмещения полномочий и обязанностей органа государственного надзора и сертифицирующего органа;
- недопустимость совмещения полномочий на сертификацию и аккредитацию одним и тем же органом;
- недопустимость финансирования государственного надзора за исполнением требований технологических регламентов не из бюджетных источников.
Технология сертификации и стандартизации
Надлежащее качество продукции (работ, услуг) должно быть обеспечено в соответствии с системами сертификации, стандартизации и технической регламентации.
Сертификация - это одна из форм реализуемого сертифицирующим органом проверки соответствия объекта требованиям стандартов, положениям технических регламентов, договорным условиям или своду правил.
В качестве основного документа выступает сертификат соответствия - документ, который удостоверяет соответствие объекта положениям технических регламентов, требованиям стандартов, правил или условиям контрактов.
Стандарт представляет собой документ, применяемый при добровольном многократном использовании и устанавливающий параметры продукции, характеристики процессов и правила осуществления проектирования, строительства, производства, монтажа, эксплуатации, наладки, перевозки, хранения, утилизации, оказания услуг.
Помимо этого в стандартах обычно содержатся методы и правила испытаний и измерений, требования к отбору образцов, правила терминологии, символики, упаковки, маркировки.
Техническая регламентация системы управления качеством
Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для исполнения и применения требования к объекту технического регулирования продукции и выполнения отдельных видов работ.
Технический регламент может быть принят с целью защиты жизни и здоровья персонала, имущества предприятия и его контрагентов, соблюдения безопасности окружающей среды, предупреждения операций, приводящих потребителя в заблуждение, обеспечения эффективности использования различных ресурсов. В других целях технические регламенты могут не применяться.