Сущность управления качеством
Повышение качества является важнейшим фактором роста эффективности производства в целом. В настоящее время повышение качества продукции часто расценивается как решающий фактор ее конкурентоспособности на рынке, как условие интенсификации всей экономики.
Качество продукции - это совокупность характеристик продукции, которые обеспечивают ее пригодность для удовлетворения потребностей, определенных ее назначением. Количественную характеристику параметров изделия, которые определяют его качество, принято называть показателем качества. С помощью показателя качества устанавливается степени пригодности изделия для удовлетворения потребностей народного хозяйства при соблюдении определенных условий его эксплуатации.
В зависимости от количества характеристик, включенных в показатели качества, они могут быть единичными или комплексными. Единичные показатели качества продукции относятся лишь к одному ее свойству. Комплексные показатели относятся к нескольким свойствам продукта и могут быть обобщенными.
Показатель при сравнительной оценке качества, который принимается за исходный, считается базовым. Базовыми показателями могут быть показатели лучших образцов данного продукта.
Уровень качества – это относительная характеристика уровня качества продукции, которая основана на сопоставлении показателей ее качества с соответствующими базовыми показателями.
Способы определения качества
Основными способами определения уровня качества можно назвать:
- Экспериментальный регистрационный способ – определение значений показателей качества с помощью особых измерительных устройств или через обнаружение, регистрацию и подсчет событий.
- Расчетный способ подразумевает использование теоретических зависимостей для расчета отдельных показателей качества для нового изделия.
- Органолептические способы основаны на анализе результата восприятия продукции человеком посредством осязания, обоняния, зрения (вкус, цвет, запах, консистенция).
- Экспертный способ может быть использован для эстетических показателей качества. Для этого подбираются эксперты из числа самых квалифицированных в конкретной области специалистов, которые в определенных заранее единицах измерения оценивают потребительские свойства нового вида изделия (новой услуги).
- Комбинированный способ, сочетающий несколько рассмотренных выше способов, может применяться тогда, когда один способ не дает полной оценки качества продукции.
Основы построения системы обеспечения качества
Управление качеством – это совокупность действий, которые осуществляются в процессе разработки, производства и эксплуатации продукции для определения и обеспечения соответствующего уровня ее качества.
Содержание системы управления качеством можно раскрыть через функцию планирования, контроля и регулирования уровня качества продукции. Данный процесс подразумевает необходимость:
- планирования показателей качества продукции на каждом этапе ее жизненного цикла;
- координацию технических, идейно – воспитательных и организационно – экономических мероприятий, способствующих достижению планируемого уровня качества;
- установления фактического уровня качества через технический контроль и осуществление регулирующего воздействия при выявлении отклонений от предустановленных параметров.
Каждый вид продукции характеризуется жизненным циклом, включающим несколько стадий: разработку, доставку потребителю и эксплуатацию. Качество формируется на каждом из этапов жизненного цикла, поэтому предпосылки для создания высококачественной продукции важно закладывать еще на стадии конструирования и технологической подготовки.
Главную цель системы обеспечения качества можно сформулировать следующим образом: выявление и устранение причин брака еще на стадии проектирования, тем самым, уменьшая необходимость масштабной программы контроля в рамках стадии производства.