Характеристики современных систем управления качеством
В последнее время развитие управления качеством приобретает все большую актуальность не только на базе стандартов ИСО 9000, но и на основе прочих стандартов и концепций.
В основе современного управленческого мировоззрения лежат положения современной философии качества — всеобщее управление качеством.
Использование данной философии в совокупности с системным подходом к управлению может стать базой эффективного риск-менеджмента. Требования к риск-менеджмента следует рассматривать взаимосвязано с остальными подсистемами управления организацией. Соответственно этому, деятельность по управлению качеством должна отвечать:
- потребностям и интересам предприятия-изготовителя, который обеспечивает должный уровень качества и конкурентоспособность выпускаемой продукции при оптимальной себестоимости;
- запросам и требованиям клиентов, которые уверены в возможности изготовителя поставлять им продукты должного технико-экономического уровня.
Приоритетные направления развития управления качеством
Исходя из опыта передовых мировых промышленных предприятий, приоритетными направлениями улучшения существующей системы управления качеством являются:
- Система непрерывного обучения всех работников (учащихся, студентов, рабочих, мастеров и даже министров) на основе уважительного отношения к заказчикам и потребителям. Система управления должна быть понятна каждому, целесообразно использовать для этого СМИ. Необходимо выпускать массовые издания касаемо качества продукции для разных категорий трудящихся (рабочие, мастера и т.д.). Важно создавать центры, специализирующиеся на обучении и повышении квалификации, разные курсы и школы качества. Важность этого направления обусловлена тем, что конкурентоспособный продукт и услугу может создать только высококвалифицированный специалист;
- Расширение стимулирующих мер для достижения стабильно высокого качества, усиление поощрительных мер за высокое качество, внедрение практики проведения разного рода конкурсов для повышения и улучшения качества;
- Привлечение в управление качеством широкого круга работников, повышение эффективности их работы. Такие группы следует развивать и модифицировать в группы по обеспечению конкурентоспособности предприятия в целом;
- Реализация комплекса мероприятий, которые бы обеспечивали применение человеческого фактора в социальных отношениях на производстве;
- Использование высококвалифицированных специалистов при проведении работ по совершенствованию системы управления качеством.
Этапы развития всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством является одной из прогрессивных концепций развития менеджмента, которая основана на:
- целенаправленной вовлеченности каждого работника и потребителя в процессы улучшение качества;
- ориентации всех работ по управлению качеством в виде отдельных процессов;
- ориентации на инвесторов и собственников при соблюдении их интересов и интересов всего персонала;
- систематическом развитии и совершенствовании всех процессов управления качеством.
Развитие всеобщего управления качеством сегодня требует повышенного внимания высшего менеджмента к удовлетворению растущих потребностей своего персонала, который является главным ресурсом любого предприятия. Широкое развитие должна получить самомотивация персонала к высококачественным результатам труда, применение различных методов самооценки. Это предполагает внедрение современных международных и отраслевых стандартов, а также широкое использование современных систем целевого и общего управления для удовлетворения растущих требований потребителей.
Для современного предприятия главным является необходимость развития реализации концепции всеобщего управления качеством и в целом системного подхода для обеспечения в повышения качества.