Современный этап развития менеджмента качества характеризуется значительной теоретической базой, вбирающей в себя компоненты ряда наук. Вместе с тем, с момента зарождения и по настоящее время менеджмент качества можно назвать прикладной дисциплиной. Главная задача менеджмента качества как науки - планирование, создание и обеспечение качественных результатов в части выпуска продукции, системы управления, процессов, инфраструктуры, среды обитания и т.п. Решение данной задачи может быть обеспечено за счет формирования прикладных систем, внедряемых в различные компании.
ISO 9000
Международные стандарты ISO серии 9000 предполагают построение особой системы менеджмента качества, которую принято считать наиболее формализованной. В настоящее время эта система является самой распространенной, в ее фокусе - строгая регламентация деятельности, четкое взаимодействие сотрудников и непрерывное улучшение и отдельных подсистем, и всей организации в целом.
TQM
Тotal quality management представляет одновременно собой и систему, и философию управления. Наибольшую популярность и распространенность система TQM имеет в Японии, собственно где и была разработана. Базу TQM составляют концепции Джурана, Деминга, Кросби и пр. Главным принципом построения данной системы управления является принцип постоянного улучшения всего того, что можно улучшить в компании. В отличие от ISO 9000, данная система не имеет строгих формализованных требований.
Премии по качеству рассматриваются одним из вариантов системы качества. Разные страны имеют свои отдельные премии в области качества, к примеру:
- Премия Балдриджа,
- Премия Деминга,
- EFQM.
Премии присуждаются только лучшим организациям, которые в полной мере соответствуют заданным критериям конкретной премии. Перечень таких критериев очень широк, поэтому для обеспечения соответствия данным критериям, организации необходимо использовать разные методы менеджмента качества.
6 сигма
6 sigma представляет собой методику улучшения качества отдельных процессов фирмы. В фокусе данной системы - выявление и устранение причин разных дефектов и несоответствий. Методика «6 сигма» - это набор инструментов стратегий и качества, впервые она была использована в компании Motorolа, всемирную популярность она приобрела в конце 80-х годов $XX$ века.
Бережливое производство
Lean manufacturing представляет собой набор практик производства, использование которых дает возможности снизить издержки и улучшить качество конечной продукции. Концепция бережливого производства основана на принципе, который предполагает, что расходование любых ресурсов должно иметь целью лишь создание ценности для потребителя. Это значит, что потребление каких-либо ресурсов, не увеличивающее ценность, необходимо сократить. Для этого предлагается использовать набор разных методов, инструментов и техник менеджмента качества. Распространение и известность концепция бережливого производства получила из-за публикаций информации о системе производств компании Toyota в начале 1990-х годов.
Kaizen
Кайдзен представляет собой философию и набор практик, которые направлены на непрерывное улучшение процессов в организации. Название методики получила от японского термина, означающего стремление к наилучшему. В начале 1950-х годов кайдзен становится системным подходом к улучшению деятельности, сегодня это базовый подход системы TQM. Суть подхода кайдзен сводится к постоянному (ежедневному) выполнению даже маленьких и незначительных улучшений. Как результат, через какое-то время, значительное число небольших улучшений станет началом крупного усовершенствования. В этом понимании Кайдзен – это выражение известного закона диалектики: переход количества в качество.
Лучшие практики
Вest practice - это набор техник и методов, позволяющих достигнуть качественного результата. При этом качественным результатом считаются результаты самых лучших компаний в отрасли. Обычно такие практики оформляются как отдельный сборник или стандарт, где собраны требования относительно применения различных методов управления качеством.