Системный подход в управлении качеством
В рамках системного подхода к управлению качеством формируется целевая подсистема управления предприятием, которая подразумевает упорядоченную совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов объекта производства, предназначающихся для достижения определенной цели - создание условий для достижения необходимого уровня качества при минимальных издержках.
Корпоративные системы управления качеством построены на базе ряда основополагающих принципов:
- Целенаправленность - установление границ управления и обеспечение адресности каждого управленческого решения;
- Комплексность – охват всех стадий жизненного цикла продукции, каждого структурного подразделения, руководства и всего персонала предприятия;
- Непрерывность - обеспечение процесса управления, ориентированного на постоянную работу над улучшением системы;
- Объективность - ориентация на применение адекватных управленческих методов, показателей, отражающих истинное состояние системы управления качеством, а также на подбор менеджмента достаточной квалификации;
- Оптимальность - обеспечение эффективности и результативности процессов и механизмов управления качеством, а также системы вообще.
Содержание любого управления связано с выработкой управленческих решений и их последующей реализации на конкретном управляемом объекте. В системе управлении качеством непосредственный объект управления представляет собой те процессы, которые определяют уровень качества продукции.
Выработка управляющих решений происходит с учетом сопоставления данных о фактическом состоянии управляемых процессов с их характеристиками, которые заданы планом или программой управления.
Корпоративная система управления качеством современного предприятия состоит из общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
Общие подсистемы управления качеством
В состав общих (совокупных) подсистем механизма обеспечения качества продукции принято включать:
- подсистему прогнозирования технологического уровня и качества продукции;
- подсистему регулирования качества непосредственно в процессе производства;
- подсистему контроля качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- подсистемы анализа и учета изменения текущего уровня качества;
- подсистемы стимулирования и ограничения ответственности за уровень качества.
Специальные и обеспечивающие подсистемы управления качеством
Специальные подсистемы механизма управления качеством включают в себя: стандартизацию, способы испытаний продукции, методы профилактики брака, а также способы оценка соответствия и проведения сертификации продукции.
Обеспечивающими подсистемами механизма управления качеством являются подсистемы: правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения.
Корпоративная система управления качеством является частью общей системы управления организацией, которая ориентирована на достижение заданных выходных параметров выпускаемой продукции в соответствии с политикой в области качества для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований всех заинтересованных сторон.
Цели корпоративной системы управления качеством должны дополнять все остальные цели организации, которые связаны с управлением кадрами, инновационной и инвестиционной деятельностью, производственными ресурсами, охраной окружающей среды и соблюдение соответствующих условий труда. Все составные элементы системы управления организацией и система управления качеством должны быть интегрированы в общую систему менеджмента.