Этапы развития управления качеством
Высокое качество производимой продукции может стать конкурентным преимуществом компании, а пренебрежение качеством может стать причиной трудностей. Важная роль качества продукции привела к распространению систем менеджмента качества и способствовала появлению системного подхода к управлению качеством. В России развитие управления качеством можно условно разделить на 4 этапа:
БИП – Бездефектное изготовление продукции
Первым шагом в развитии управления качеством в России можно считать разработку системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления – БИП. Данная система была разработана и внедрена на машиностроительном предприятии города Саратова в 1955 году.
Система представляла собой набор мероприятий по улучшению качества продукции с целью снижения уровня дефектности производства. Со временем несостоятельность системы проявилась в отсутствии универсальности. Управление качеством не может осуществляться на базе одного показателя.
КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий
Система КАНАРСПИ впервые появилась на производственных предприятиях Горьковской области в 1958 году, вскоре после разработки БИП. В отличие от предшествующей системы, в основе КАНАРСПИ лежали показатели качества производимой продукции.
Основное внимание в рамках данной системы уделялось не процессу производства продукции, но его допроизводственным стадиям – исследованиям, проектированию, тестированию и технологической подготовке.
Появление системы КАНАРСПИ отражает общемировую тенденцию повышения внимания к процессному подходу в производстве продукции.
НОРМ – научная организация работ по увеличению моторесурса
Система НОРМ была разработана на Ярославском моторном заводе и приобрела широкую известность. Данная система базировалась на планировании ряда ключевых показателей качества продукции и управлении ими. На Ярославском заводе в качестве ключевого показателя был принят моторесурс двигателя, повышение которого осуществлялось за счет повышения надежности деталей и узлов.
Система НОРМ представляет собой первый шаг к комплексному управлению качеством на всех стадиях производства продукции. Ее внедрение предоставило возможность управлять затратами на техническое обслуживание производимой продукции.
КСУКП – комплексная система управления качеством продукции
Повышение качества можно обеспечить только за счет системного комплексного подхода к управлению. Комплексное управление качеством, в свою очередь, требует усиления роли стандартизации и качества производственных процессов.
Взаимодействие методов и систем управления качеством, разработанных на российских предприятиях, легло в основу КСУКП. КСУКП была разработана на производственных предприятиях города Львова. Главной целью данной системы стало уже не повышение качества продукции, а улучшение производственных процессов для обеспечения высоких темпов повышения качества продукции. Такая система является органической частью общей системы менеджмента предприятия и реализуется на всех уровнях управления.
Совершенствование КСУКП может осуществляться с применением новейших информационных технологий – автоматизации производственных функций и информационной обеспеченности компании. Внедрение таких автоматизированных систем менеджмента позволяет компании повысить эффективность всех процессов, в частности, процесса управления качеством.
История управления качеством в России складывается из разработок различных систем менеджмента и отражает общемировые тенденции в развитии менеджмента качества.