Система управления качеством – это совокупность структуры управления, делегирования ответственности, процедур, процессов и ресурсов, которая призвана обеспечивать руководство качеством в целом.
Система, обеспечивающая политику управления качеством и достижение целей в области качества.включает в себя: маркетинг, определение технических требований и разработка продукции, материально-техническое обеспечение, организацию технических процессов, контроль, производство, проведение испытаний продукции, хранение и упаковку, распределение и реализацию, монтаж и эксплуатацию, техническую помощь в обслуживании, утилизацию.
Политика в области качества
Политика фирмы в области качества должна быть документально оформлена надлежащим образом.
Формирование политики в области качества включает ряд направлений:
- повышение экономический эффективности деятельности организации за счет повышения уровня качества;
- расширение рыночной доли или завоевание нового рынка сбыта;
- поддержание технического уровня производства, превышающего уровень ведущих игроков рынка;
- сокращение уровня дефектности и пр.
Принципы управления качеством
В настоящее время используются разнообразные системы управления качеством, однако для успешной деятельности такая система должна обеспечивать возможность для реализации базовых принципов управления качеством.
Все принятые международные стандарты в области управления качеством базируются на следующих принципах:
- Стратегическая ориентация на потребителей, которая имеет соответствующее организационное, методическое и техническое обеспечение, необходима любой организации, функционирующей в условиях высокой рыночной конкуренции.
- Особая роль руководства, в соответствии с которой руководителю необходимо создать необходимые условия для успешной реализации каждого принципа управления качеством в отдельности.
- Вовлечение всего персонала. Система всеобщего управления качеством подразумевает, что качественный продукт создается всеми сотрудниками предприятия, независимо от сферы профессиональной деятельности.
- Использование принципов процессного подхода.
- Системный подход, который подразумевает, что управление – это совокупность связанных между собой процессов. При этом каждый процесс является отдельной системой, которая имеет вход и выход, соответствующих поставщиков и потребителя.
- Постоянная работа над улучшением. Опыт передовых корпораций всего мира свидетельствует о том, что недопустимо устанавливать какой-либо предел улучшения, а улучшение само по себе – это система и составная часть системы управления.
- Принятие только тех решений, которые базируются на фактах. Данный принцип подразумевает исключение необоснованных решений, которые принято называть «волевыми». Следует собирать и проводить анализ фактических данных для принятия на их основе обоснованного управленческого решения. Среди самых распространенными - методы статистического контроля, регулирования и анализа.
- Построение взаимовыгодных отношений с поставщиками, причем не только с внешними, но с и внутренними.
Реализация базовых принципов управления качества для многих отечественных организаций предполагает уход от сложившихся подходов к управлению, в основе которых - иерархическая структура. Практика свидетельствует о том, что проблемы и трудности, обусловленные обслуживанием единых процессов обособленными подразделениями, необходимо устранять только через использование принципов процессного и системного подходов.