Совершенствование бизнес-процессов в организации – это специальная деятельность руководства и персонала организации, направленная на повышение эффективности функционирования организации, повышение качества продукта организации и реализации ее конкурентных преимуществ на рынке за счет оптимизации управленческих процессов внутри организации и оптимизации выполнения трудовой функции каждым сотрудником организации.
Значение совершенствования бизнес-процессов в организации
Всякая коммерческая организация функционирует в конкретной сфере хозяйствования для извлечения прибыли и, как следствие, основной целью ее деятельности является повышение эффективности такой деятельности, в частности посредством реализации конкурентных преимуществ на рынке, повышение качества продукта и пр.
Необходимость перманентного повышения эффективности деятельности организации обуславливает поиск инструментов для повышения эффективности бизнес-процессов организации, которые напрямую определяют качество продукта и, соответственно, объем увеличения прибыли.
Пристальное внимание к повышению эффективности бизнес-процессов и, соответственно, эффективности функционирования организации возникло в 80-90-е гг. прошлого века. В указанный период начали разрабатываться и реализовываться программы, которые имели своей целью улучшение качества реализуемых сотрудниками трудовых функций.
Характеристика инструментов совершенствования бизнес-процессов в организации
В рассматриваемый период в качестве основных инструментов повышения эффективности бизнес-процессов стали применяться следующие:
- мозговой штурм как инструмент совместной выработки вариантов преодоления управленческой проблемы, повышения эффективности бизнес-процессов и эффективности деятельности организации в целом;
- расстановка приоритетов при реализации трудовой функции отдельными работниками и организации бизнес-процессов в целом. Это, в частности, предполагает определение миссии организации, целей ее функционирования в долгосрочной и краткосрочной перспективе и установление исходя из этих целей приоритетов на отдельные временные периоды;
- вовлечение сотрудников организации в повышение эффективности ее функционирования за счет разделения ими миссии и целей функционирования организации и понимания, что от эффективности функционирования организации зависит их финансовое и социальное благополучие;
- формирование благоприятного имиджа организации не только в сознании потребителей продукта и контрагентов, но и в сознании сотрудников организации для стимулирования их к эффективной реализации трудовой функции;
- провозглашение цели перманентного повышения качества продукта организации;
- организация эффективного контроля над бизнес-процессами организации и др.
Внедряемые в указанный период инструменты повышения эффективности бизнес-процессов в организации не были лишены недостатков, в частности:
- неприменимость их для решения большей части управленческих проблем, поскольку такие проблемы на практике требуют решения руководства организации;
- значительные объемы расходов, которые привлекают мероприятия, направленные на повышение эффективности бизнес-процессов: такие мероприятия привлекают значительное число сотрудников организации, этим обусловлены и дополнительные расходы и др.
Однако, несмотря на названные негативные аспекты, внедрение этих инструментов совершенствования бизнес-процессов в организации позволило управленцам увидеть потенциал таких инструментов, и работа по выработке и реализации мероприятий совершенствования бизнес-процессов была продолжена.
Итак, специальные инструменты управления организации, направленные на совершенствование бизнес-процессов, позволяют включить персонал организации в вопросы повышения эффективности ее деятельности, в том числе в вопросы повышения качества продукта, предлагаемого организацией, а также оптимизировать структуру и содержание управленческих процессов.
На современном этапе развития экономических отношений управление бизнес-процессами в организации осуществляется на основе научно, практически и методологические обоснованных решений. При этом такие решения по своему содержанию характеризуются спецификой исходя из сферы применения, а также во многом определяются уровнем реализации в структуре организации.
Так, например, руководитель организации, прежде всего, заинтересован в повышении эффективности процессов управления, что предполагает повысить эффективность функционирования организации.
В свою очередь, руководители среднего уровня направляют усилия на совершенствование бизнес-процессов в подведомственной им сфере.
Рядовые сотрудники для участия в совершенствовании бизнес-процессов должны иметь четкое представление относительно реализации собственных обязанностей для повышения эффективности функционирования организации в целом.
Необходимо отметить, что наиболее эффективны программы совершенствования бизнес-процессов организации, которые учитывают не только верхний уровень управления, но интересы рядовых сотрудников для включения всего персонала организации в дело повышения эффективности ее функционирования.
Основные подходы к совершенствованию бизнес-процессов в организации
К числу основных подходов к совершенствованию бизнес-процессов в организации можно отнести следующее:
- постепенное совершенствование, которое представляет собой модель непрерывного улучшения бизнес-процессов;
- кардинальное совершенствование бизнес-процессов, так называемый метод реинжиниринга бизнес-процессов, который предполагает совершенствование деятельности организации за счет коренной перестройки системы управления и разработки новых инструментов функционирования.
Оба названных подхода предполагают использование следующей методологии совершенствования бизнес-процессов:
- исследование рамок бизнес-процессов;
- исследование содержания бизнес-процессов;
- установление оценочных параметров для характеристики эффективности бизнес-процессов и их оптимизации.