Понятие корпоративного управления и его виды
В общем смысле под корпоративным управлением следует понимать систему управленческих отношений, которые возникают между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, обеспечивающую синергетический эффект в достижении поставленных целей. Основное его целью выступает обеспечение баланса интересов участников корпоративных отношений.
Корпоративное управление может быть представлено различными видами и формами. Говоря о видах корпоративного управления в виду, нередко, имеются его модели, характерные для тех или иных стран (англо-американская, континентальная, японская и российская модели).
Помимо базовых моделей корпоративного управления на практике выделяют несколько его типов (видов):
- корпоративное управление в интересах менеджмента;
- корпоративное управление в интересах акционеров (смешанный тип);
- корпоративное управление в интересах мажоритарного акционера (единоличного собственника).
В основе представленной типологии лежит два базовых критерия – тип собственников, в руках которых находится акционерный капитал, и состав совета директоров. Рассмотрим сущность каждого типа более подробно.
Корпоративное управление в интересах менеджмента
Согласно первому типу корпоративного управления основой его осуществления выступает корпорация, крупные (мажоритарные) акционеры в которой отсутствуют. Соответственно нет и крупных групп собственников, контролирующих компанию.
Миноритарные акционеры, выкупившие небольшие пакеты акций с целью получить быстрый доход от курсового роста стоимости ценных бумаг, как правило, не проявляют особого интереса к проведению общего собрания акционеров, выбору состава совета директоров, назначению ревизоров и аудиторов общества и т.п.
В этом случае корпорации, оставшиеся без контролирующих акционеров, становятся подвластные менеджменту – руководителям, осуществляющим функции оперативного руководства и управления бизнес-процессами и персоналом. В общем виде данный тип модели корпоративного управления представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Корпоративное управление, осуществляемое в интересах менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация корпоративного управления представленного типа вызывает множество вопросов. Основными из них являются:
- имеются ли у менеджмента корпорации мотивы, побуждающие их к соблюдению прав акционеров?
- готов ли управленческий состав работать таким образом, чтобы обеспечить наращивание прибыли акционерного общества и увеличение дивидендных выплат?
- способны ли менеджеры стратегически важные для бизнеса решения?
Как показывает практика, менеджмент редко оказывается заинтересован в стратегическом развитии компании. Чаще всего он ориентирован на личную заинтересованность, например, величина заработной платы или «размер золотого парашюта». Прямой заинтересованности в реализации интересов собственников акционерного капитала у них попросту нет. Это является одной из базовых проблем корпоративного управления.
Подобные противоречия данного типа корпоративного управления, обусловленные дисбалансом интересов собственников и управленцев, чаще всего решаются в пользу последних. В этом случае прибыль будет направляться не на выплату дивидендов, а в сторону повышения заработных плат и выплату бонусов топ-менеджером.
В соответствии и представленной моделью система корпоративного управления будет подстраиваться под интересы высшего менеджмента, которые самостоятельно (прямо или косвенно) будут контролировать систему осуществления крупных сделок и принятия решений, а также определять персональный состав руководящих и финансовых органов, аудиторов и ревизоров акционерного общества.
В результате подобной практики наиболее ценная активы корпоративных структур нередко выводятся из собственности корпорации и продаются по заниженным ценам так называемым «карманным» компаниям, которые создаются топ-менеджерами на подставных лиц или на собственное имя. Впоследствии корпорации, в которых доли собственности распылены между миноритарными акционерами, планомерно и целенаправленно доводятся до банкротства или выкупаются менеджментом по низким ценам.
Корпоративное управление в интересах основных акционеров
Второй вид корпоративного управления прямо противоположен первому. В данном случае акционерный капитал отличается высокой степенью концентрации. Компания оказывается подконтрольная одному главному собственнику, который располагает контрольным пакетом акций, либо нескольким крупным мажоритарным акционерам, список которых дополняется некоторым числом средних и мелких акционеров. В результате сама модель корпоративного управления претерпевает существенные изменения (рисунок 2).
Рисунок 2. Корпоративное управление, осуществляемое в интересах основных акционеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В условиях реализации данного типа корпоративного управления последнее может быть относительно сбалансированным. Уровень его сбалансированности определяется интересами и позициями основных (мажоритарных) акционеров. Более гармоничным считается такой состав акционеров, при котором имеет место быть большая доля собственников бизнеса и менеджеров, которым принадлежат крупные пакеты акций, а также частных вкладчиков (физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов) и государства как держателя крупного (зачастую блокирующего) пакета акций.
В целом же данный вид корпоративного управления и схема его реализации формируется в качестве производной от состава акционеров и их веса в общей объеме собственников.
Корпоративное управление в интересах единоличного собственника
Третий вариант реализации корпоративного управления определяется двух выше описанных его видов. Его принято называть «смешанным».
Данный вариант корпоративного управления отличается такой же крайностью, как и первый. Для его характерно наличие большого количества акционеров и некоторая распыленность собственности. В том случае, если в руках одного акционера сосредоточено более 75% акций компании, справедливо говорить о единоличном владении корпорации, поскольку у остальных собственников акционерного капитала отсутствуют возможности блокирования его решений.
При этом сама корпоративная организация отличается наличием формальных признаков акционерного общества – созывом общего собрания акционеров, деятельностью совета директоров, публичной отчетностью и пр.
В условиях российской действительности данный вид корпоративного управления весьма распространён. Особенно данная практика характерна для госкорпораций, в которых основным собственником выступает государство в лице уполномоченных органов.