Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Корпоративное антикризисное управление

Понятие кризисов и их типология

Замечание 1

В общем виде под организационными кризисами принято понимать внезапную и резкую смену (в результате обострения противоречий) тенденции развития компании от положительных к отрицательным, несущую в себе угрозу ее безопасности и жизнедеятельности.

Базовой функцией кризисов выступает разрушение наименее устойчивых и жизнеспособных элементов, нарушающих организованность и устойчивость целого.

Основными характеристиками кризисов считаются их неизбежность, конечность, неповторимость и прогрессивность. В то же время кризисы не всегда разрушительны, зачастую они могут служить основой развития и прогресса. Их основные виды представлены на рисунке 1.

Виды кризисов организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды кризисов организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Причиной возникновения кризиса выступают явления или события, вызывающие кризис. Все они могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Более того, их наступление может быть вызвано объективными и субъективными причинами. Так или иначе, свое отражение они находят в факторах и симптомах кризиса.

Сущность антикризисного управления корпорацией

Определение 1

Антикризисное управление представляется собой управление организацией в условиях наступившего кризиса. Также оно может быть определено в качестве управления, способствующего снижению негативного воздействия кризисных явлений на состояние компании и ее финансовую устойчивость.

Применительно к корпоративному сектору антикризисное управление – это управление корпоративными организациями, направленно на недопущение возникновения кризисных явлений и/или минимизацию их негативных последствий.

Корпоративное антикризисное управление является одним из видов управленческой деятельности. Оно неизменно предполагает необходимость прогнозирования появления возможных кризисов в корпорации, анализ их симптомов и выработку мер, направленных на нивелирование рисков и снижение возможных негативных последствие их реализации.

«Корпоративное антикризисное управление» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основная цель корпоративного антикризисного управления сводится к разработке и реализации мер по нейтрализации наиболее опасных тенденций, способных привести к переходу компании в кризисное состояние. Подобные меры призваны обеспечивать прочное рыночное положение корпорации и стабильность ее финансово-хозяйственной деятельности.

Важнейшей задачей корпоративного антикризисного управления считается недопущение возникновения кризиса, то есть реализацию мер превентивного характера. К числу прочих задач относится преодоление возникших кризисов и предотвращение банкротства.

В состав корпоративного антикризисного управления включаются:

  • анализ внешней и внутренней среды корпоративной организации;
  • предварительная диагностика причин возникновения кризисных ситуаций;
  • проведение комплексного анализа финансово-экономического состояния корпорации;
  • планирование методов финансового оздоровления корпоративных структур;
  • разработка стратегии и политики поведения корпорации в условиях кризиса и по выходу из него;
  • учет рисков и разработка мер по их нейтрализации (снижению);
  • реализация и контроль процедур антикризисного управления.
Замечание 2

На практике реализация корпоративного антикризисного управления осуществляется в рамках действующего гражданского и (или) корпоративного законодательства. Специально созданными нормативно-правовыми актами его содержание не регламентируется.

Виды корпоративного антикризисного управления

В настоящее время корпоративное антикризисное управление принято подразделять на четыре базовых вида (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Основные виды корпоративного антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные виды корпоративного антикризисного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под самодеятельным корпоративным антикризисным управлением принято понимать антикризисное управление, осуществляемой силами руководства корпорации. Отчасти оно считается традиционным.

Именно этот вид корпоративного антикризисного управления получил наиболее широкое распространение на практике. Суть его сводится к тому, что топ-менеджеры или собственники, участвующие в управлении корпоративными структурами, не имея специальной подготовки, а также в условиях отсутствия в штате специалиста по антикризисному управлению, предпринимают самостоятельные попытки справиться с возникшими в компании кризисами.

Данный вид корпоративного управления чаще всего используется в малом и среднем бизнесе и достаточно редко проявляется в корпоративном секторе.

Вторым базовым видом корпоративного антикризисного управления выступает антикризисный консалтинг. В общем виде под ним принято понимать добровольную сделку, в которой в качестве заказчика (клиента) выступают собственники или руководители кризисной корпоративной организации, а в роли исполнителя – антикризисный управляющий.

Функциональные обязанности антикризисного управляющего сводятся к аналитической проработки сложившейся в компании кризисной ситуации и выработке практических рекомендацию по решению назревших проблем. Их непосредственная реализация осуществляется заказчиком самостоятельно, без участия антикризисного управляющего.

Одним из важнейших составляющих антикризисного управления в корпоративном секторе считается антикризисное управление, осуществляемое под контролем кредиторов.

В большинстве случаев в качестве кредиторов корпораций выступают коммерческие банки, для которых кризисы в корпорации нежелательны, поскольку они могут привести к невыплате кредитных средств, ранее взятых у банка, а в случае банкротства банку не удастся в полной мере добиться возмещения своих требований.

На практике многие банки в свой состав включают специализированные подразделения, осуществляющие постоянный мониторинг финансового состояния корпоративных заемщиков. В том случае, если в процессе его проведения выявляются признаки кризисного состояния, банки информируют корпораций-заемщиков об этом, стараясь предложить базовые рекомендации по выводу компании из кризиса.

Наконец, четвертым видом корпоративного управления выступает интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами. Свое активное развитие она получила за рубежом. Основными предпосылками ее формирования послужили:

  • чрезвычайные ситуации и события, которые привели к стремительно развивающимся организационным кризисам;
  • стремление руководства корпораций и их акционеров не полагаться на сторонних специалистов и самостоятельно бороться с кризисными явлениями.

Интегрированное корпоративное управление кризисами и рисками основано на использовании методов антикризисного правления с одной стороны, и методах управления корпоративными рисками – с другой. Его основополагающим элементом выступает планирование, которое носит непрерывный характер.

Дата написания статьи: 22.07.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot