Понятие и состав системы корпоративного управления
Под системой корпоративного управления принято понимать организационную модель, посредством которой корпоративные структуры представляют и защищают интересы своих акционеров. Ее надлежащие выстраивание призвано обеспечить соответствующие стимулы для того, чтобы менеджеры и совет директоров добивались достижения целей, отвечающих интересам компании и ее собственников.
Основные элементы системы корпоративного управления представлены на рисунке 1. Они сформированы из органов корпоративного управления.
Рисунок 1. Система корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе системы корпоративного управления лежит ряд принципов, закрепленных в соответствующих кодексах. Они сводятся к соблюдению равноправия акционеров, организации функционирования совета директоров в их интересах, учету рои заинтересованных лиц, а также раскрытию информации.
Основным предназначение системы корпоративного управления выступает защита прав акционеров и обеспечивать равного отношение ко всем из них, а также организация своевременного раскрытия достоверной информации о всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая информацию о составе собственников, структуре управления, финансовом положении, результатах и перспективах деятельности Общества.
Базовые цели и задачи построения и функционирования системы корпоративного управления
Основополагающей целью построения и функционирования системы корпоративного управления выступает обеспечение баланса интересов всех участников корпоративных интересов и, в первую очередь, акционеров.
Под участниками корпоративных отношений следует понимать физических и юридических лиц, а также их группы, которые вступают между собой в корпоративные отношения либо оказываются объединены между собой корпоративными связями. Перечень основных участников корпоративных отношений представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Участники корпоративных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Участников корпоративных отношений также принято называть стейкхолдерами. Все они предъявляют к корпорациям определённые требования и ожидания, определяемые их интересами, которые зачастую расходятся. Основной же целью системы корпоративного управления выступает их балансировка. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения учета и защиты интересов собственников акционерного капитала, в частности – средних и мелких (миноритарных) акционеров.
К числу прочих целей принято относить достижение синергетического эффекта от совместной деятельности внутренних участников корпоративных отношений и их взаимодействия с внешними контрагентами. Так или иначе, функционирование системы корпоративного управления нацелено на обеспечение эффективности механизма взаимодействия, достижение гармонии и синергии, а также рост рыночной стоимости бизнеса.
Для достижения поставленной цели определяется ряд задач. Одной из них считается обеспечение подотчетности менеджмента и организация его деятельности в интересах собственников, а не в личных целях и побуждениях. Иначе говоря, речь идет о необходимости обеспечения защиты интересов акционеров от неэффективных действий менеджеров при условии минимизации величины агентских затрат. Одним из инструментов контроля топ-менеджмента выступает совет директоров, призванный осуществлять стратегическое руководство деятельностью корпоративных структур.
К числу прочих задач, стоящих перед системой корпоративного управления, принято относить:
- обеспечение эффективности принятия управленческих решений по основным направлениям деятельности компании;
- сбалансирование полномочий и ответственности за принимаемые решения;
- создание эффективной системы контроля за реализацией стратегии корпорации;
- создание эффективной системы взаимоотношений, включая информационный обмен между стейкхолдерами, как внутренними, так и внешними;
- создание среды благоприятной для привлечения инвестиций и снижения стоимости заемного капитала.
Таким образом, цели и задачи, стоящие перед системой корпоративного управления, формируют ее сущность. Ее построение является неотъемлемым элементом функционирования корпоративных структур.
Классификация целей деятельности компании в сфере корпоративного управления
В основе системы корпоративного управления, помимо прочего, лежат цели деятельности самой корпоративной организации. Зачастую они весьма обширны и многогранны. Вся их совокупность поддается определённой классификации. Рассмотрим ее более подробно.
Одним из основных классификационных признаков целей системы корпоративного управления считается время, которое необходимо для их достижения. В соответствии с этим критерием все цели подразделяются на четыре группы – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные.
Долгосрочные цели ориентированы на длительную перспективу (несколько лет). В значительной степени они носят стратегический характер и зачастую связаны со стадией жизненного цикла, на которой находится компания.
Среднесрочные цели обозначают преимущественно промежуточные ориентиры в достижении целей долгосрочных.
Краткосрочные цели характеризуются привязкой к календарю. Они могут быть рассчитаны на квартал, полугодие или год. Как правило, такие цели поддаются четкой и конкретной формулировке и определяют, что, кем и как должно быть выполнено.
Цели оперативного порядка представляют собой перечень текущих задач. Фактически они формуют план конкретных действия, которые необходимы для реализации краткосрочных и иных целей более высокого порядка.
Помимо этого, все цели, стоящие перед корпоративной организацией в части корпоративного управления принято разграничивать на две группы:
- финансовые цели;
- бизнес-цели.
Первые ориентированы и представлены финансовыми категориями. Иначе говоря, это цели, выраженные в денежных измерителях. Вторые же определяют то, какое именно положение компания стремиться достигнуть на рынке. Каждые из них по-своему важны и также могут подразделяться на четыре группы в зависимости от временной ориентации.