Содержание и значение управленческих функций
Функция менеджмента – обособленный вид управленческой деятельности, выделенный в процессе разделения труда.
Функции менеджмента реализуются через выполнение некоторых управленческих задач.
Отличие функций от задач заключается в том, что функции представляют собой постоянный вид деятельности, который реализуется на протяжении всей жизни организации, а задачи – это некоторые подвиды деятельности, выполнение которых необходимо для достижения конкретной цели в определенный период времени.
Выполнение управленческих функций может осуществляться силами отдельно взятых сотрудников (менеджеров), а также одного или нескольких подразделений организации. При этом одно подразделение может отвечать за реализацию одновременно нескольких управленческих функций, и наоборот, выполнение одной функции может обеспечиваться одновременно несколькими подразделениями.
Распределение ответственности за реализацию управленческих функций между подразделениями и сотрудниками зависит от ряда факторов:
- Способ организации производства, его масштаб и структура;
- Масштаб деятельности организации и степень ее зависимости от внешних условий;
- Характер взаимосвязей организации с внешними контрагентами;
- Уровень материально-технического обеспечения менеджмента.
Реализация функций менеджмента в организации призвана обеспечить наиболее эффективный путь к достижению организационных целей. Каждая из функций менеджмента является однородной по своему содержанию, повторяемой и имеет определенную цель. Все функции менеджмента можно разделить на две больших категории в зависимости от их специфичности – общие и специальные.
Общие управленческие функции
Общие функции менеджмента – функции, которые в некотором виде реализуются в процессе управления любой организацией.
К общим функциям менеджмента обычно относятся:
- Постановка целей – определение результатов, к которым стремится компания, ее миссии и философии как пути достижения этих результатов;
- Планирование – составление прогнозов и предвидение будущих условий деятельности компании, потенциальных проблем, а также разработка плана по их решению и приведению компании в соответствие условиям внешней среды;
- Организация – процесс координации деятельности внутри компании, определение ее структуры и элементов, их взаимосвязей и способов взаимодействия, распределение ответственности;
- Принятие решений – анализ, поиск и разработка наилучшего решения в конкретных условиях;
- Мотивация – применение различных методов воздействия на сотрудников компании с целью повышения их трудоспособности и результативности труда;
- Контроль – создание форм учета, с помощью которых оценивается деятельность компании по достижению ее целей, а также деятельность отдельных сотрудников.
Специальные управленческие функции
Специальные функции менеджмента – функции, которые реализуются в связи со спецификой деятельности конкретной компании.
К специальным функциям менеджмента относятся:
- Деловые коммуникации – обеспечение информационного взаимодействия компании и ее сотрудников с различными агентами внешней и внутренней среды;
- Управление персоналом – применение методов и инструментов работы с сотрудниками;
- Выбор инструментария менеджмента;
- Управление конфликтами – определение признаков и причин конфликтов, их предотвращение и устранение различными методами;
- Управление корпоративным имиджем – выбор стиля поведения менеджмента и компании в целом, определение его влияния на восприятие компании целевой аудиторией;
- Управление рисками – определение действий компании в ситуации неопределенности;
- Финансовый менеджмент;
- Управление инновациями – определение путей развития компании и выбор способов ее совершенствования;
- Управление корпоративной культурой.