Сущность корпоративной социальной ответственности и ее оценка
Сегодня вопросам развития и оценки социальной ответственности бизнеса уделяется все больше внимания. Для бизнеса быть социально ответственным не только престижно, но и стратегически выгодно.
В современном мире существует два базовых подхода к определению корпоративной социальной ответственности:
- зарубежный подход;
- российский подход.
Согласно первому из них под социальной ответственностью принято понимать концепцию добровольного решения компанией об участии в социальном развитии трудового коллектива, защите окружающей среды и улучшении общества в целом. При этом сама корпоративная социальная ответственность (КСО) отождествляется с добровольным обязательством бизнеса по поддержанию устойчивого экономического развития.
В соответствии со вторым подходом под КСО следует понимать добровольный вклад бизнеса в развитие общества (включая его экономическую, социальную и экологическую сферы), который напрямую связан с основной деятельностью компании с одной стороны, и выходит за рамки определенного на уровне закона минимума – с другой стороны.
В настоящее время инструменты и механизмы оценки корпоративной социальной ответственности активно развиваются и изучаются, однако единого оценочного механизма не выработано до сих пор. Сама же оценка КСО предполагает необходимость анализа деятельности компании с позиции ее соответствия принципам и нормам социальной ответственности бизнеса, а также оценку результативности и эффективности реализуемых бизнесом социально значимых инициатив.
Общие показатели корпоративной социальной ответственности
Под показателями корпоративной социальной ответственности следует понимать оценочные показатели ее эффективности, определяющие уровень социальной ответственности отдельно взятой компании или их совокупности.
Показатель в общем смысле представляет собой обобщенную характеристику какого-либо объекта, процесса или его результата, а также их свойств. Чаще всего показатели могут быть выражены в числовой форме.
Показатели корпоративной социальной ответственности условно делятся на два вида:
- количественные показатели;
- качественные показатели.
Количественные показатели имеют числовое выражение и могут быть представлены в стоимостных, натуральных или процентных измерителях. В качестве примера можно привести величину затрат компании на благотворительность, объемы сокращения ресурсопотребления или процент сотрудников, прошедших обучение в течении отчетного периода.
Качественные показатели характеризуют степень соответствия изучаемых критериев определенным эталонам. Речь может идти, например, о наличии Кодекса корпоративной этики, внешнем заверении нефинансовой отчетности или его отсутствии и т.д.
Конкретный перечень показателей КСО, подвергаемых анализу, определяется выбранной методикой оценки уровня, эффективности и результативности социальной ответственности компании. Тем не менее, всю их совокупность можно подразделить на три группы (рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели результативности КСО.
Экономические показатели свое отражение находят в производстве и реализации качественного продукта. Они же отражают вклад компании в развитие персонала и определяют уровень добровольного пенсионного обеспечения. Чаще всего они принимают стоимостную форму.
Показатели социальной сферы связаны с уровнем травматизма на производстве, медицинским страхованием, взаимодействием бизнеса с органами власти в области общественно значимых задач. Сюда же относятся случаи дискриминации. Подобные показатели могут быть как количественными, так и качественными.
Экологические показатели определяются ответственностью бизнеса в сфере экологии. Они включают в себя:
- долю используемого вторсырья;
- объемы энергосбережения и сокращения ресурсопотребления;
- снижение выбросов вредных веществ;
- инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг фирмы на окружающую среду и пр.
Совокупность представленных выше индикаторов лежит в основе различных методик оценки КСО, большая часть которых опирается на количественную либо качественную оценку.
Критерии оценки корпоративной социальной ответственности по методике РСПП
В России одной из наиболее популярных методик оценки социальной ответственности бизнеса считается рейтинговая методика, разработанная в 2014 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), основанная на расчете трех базовых индексов (рисунок 2).
Рисунок 2. Индексы оценки КСО по методике РСПП
Комплекс индексов, представленных на рисунке 2, формирует так называемый пакет «Социальные капитал». Каждый из них, в свою очередь, имеет свои особенности и собственную методику расчета.
Индекс «Вектор устойчивого развития» ориентирован на изучение динамики показателей экологической и социально-экономической результативности детальности компаний. С его помощью можно отследить направленность движения и динамику процессов, связанных с деятельностью компаний по областям ответственности.
Для составления индекса корпоративной устойчивости, используются такие показатели, как:
- производительность труда;
- охрана труда и здоровья работников;
- оплата труда и социальная поддержка персонала;
- обучение и повышение квалификации персонала;
- текучесть кадров;
- социальные инвестиции;
- выбросы в атмосферу;
- использование водных источников;
- использование энергии;
- обращение с отходами и др.
Индекс «Ответственность и открытость» отражает общую ситуацию в области транспарентности бизнеса по отношению к устойчивому развитию и социальной ответственности. Он позволяет оценить качество раскрытия информации о КСО в рамках публикуемой компаниями корпоративной отчетности.
В рамках составления данного индекса анализу подвергается порядка 70 индикаторов, характеризующих ответственную деловую практику, включая социальные, экологические, экономические показатели деятельности и аспекты корпоративного управления.
Индивидуальные значения индексов по отдельным компаниям впоследствии ложатся в основу выявления лучшей практики, а на основе показателей составляется список лучших компаний. Информационной базой анализа служит публичная корпоративная отчетность компаний, попавших в выборку исследования.
Выборка организаций для составления индексов РСПП формируется на основе результатов рейтингов крупнейших по объему реализации компаний (RAEX 600 и РБК 500).