Понятие контроля
Контроль является одной ключевых направлений менеджмента, которое обеспечивает эффективную деятельность предприятия, реализацию и воплощение намеченных стратегий. Используя контроль, руководитель предприятия получает информацию и трансформирует ее в конечный результат. Инструмент контроля и управления позволяет проверить эффективность управленческих решений на практике и показывает необходимость их изменения.
Причина управленческого контроля
Контроль заключается в выполнении установленных требований, воплощении эффективных управленческих решений и изучении эффективности полученных результатов.
Предположим, что руководитель поставил отделу рекламы задачу, которая состоит в увеличении объема продаж на 3 процента. В ходе выполнения управленческого решения выяснилось, что ресурсы предприятия не позволяют провести большую рекламную акцию и добиться намеченной цели. Таким образом, процесс контроля выявил существенное отклонение в выполнении, что привело к корректировке цели
Возникновение отклонений в процессе работы – традиционное явление. Такая ситуация объясняет актуальность контроля на всех этапах жизненного цикла решения.
Отклонения приводят к возникновению ожидаемой и реальной цели. Чаще всего, на практике разница между реальной и ожидаемой целью является очевидной и существенной.
Причина управленческого контроля
Причиной постоянного и повсеместного контроля со стороны руководителя является возникновение отклонений и рисков. Риски и отклонения от намеченных целей могут существенно изменить конечный результат.
Эффективный руководитель осуществляет процесс контроля и своевременно реагирует на возникающие трудности, устраняя их как можно быстрее.
Особенности среды управленческого контроля
Среду управленческого контроля можно рассматривать как систему, что позволяет разделить ее на составные элементы:
- Субъекты и объекты контроля
- Участники процесса контроля
- Философия и организационный стиль
- Цели, стратегии, функции предприятия
- Нормативная и правовая база
- Уровень культуры и отношений между сотрудниками
- Вид и особенности деятельности предприятия
- Налоговая политика предприятия
- Система коммуникации и информационного обмена
- Система контроля
Все перечисленные элементы образуют среду управленческого контроля. Традиционно, таких элементов может быть больше. Количество и качество элементов среды определяет руководитель. Он формирует для себя удобное поле для деятельности и развивает предприятие. Особое внимание следует уделить системе управленческого контроля. Рассмотрим ее более подробно.
Система управленческого контроля
Система управленческого контроля представляет собой упорядоченную, систематизированную среду элементов и процедур обработки информации, в рамках которой функционирует предприятие. Менеджер получает информацию о различных направлениях деятельности, ресурсах, работниках, финансах, перспективах и принимает управленческие решения.
Предположим, руководитель небольшого предприятия планирует открыть новое направление деятельности. Для этого ему необходимо изучить различные аспекты: внутреннюю и внешнюю среду, мнение сотрудников и клиентов, предложения конкурентов. Далее следует принятие управленческого решения –открыть новую линию. Затем, осуществляется контроль.
Контроль необходим руководителю для поддержания авторитета, формирования эффективного предприятия. Контроль должен быть эффективным и адекватным. Завышенные требования к персоналу со стороны руководителя приводят к обратной ситуации. В таком случае, возможно снижение контроля и авторитета руководителя.