Понятие лидерства в менеджменте
Под лидерством в общем смысле принято понимать естественный социально-психологический процесс в группе, которая построена на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Оно является одним из проявлений власти.
Обязательным условием лидерства выступает наличие у индивида власти в конкретной формальной и/или неформальной организации. Лидерство имеет место быть везде, где собирается группа, состоящая из двух и более человек.
Как явление социальное, лидерство сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. В условиях развития предпринимательской деятельности и усиления глобализационных процессов в бизнес-среде оно приобретает особо важное значение.
Классические теории лидерства
Вся совокупность классических теорий лидерства условно делится на четыре группы (рисунок 1). Подобный подход был предложен еще в 1982 году и до сих пор не потерял свое актуальности. Рассмотрим классические теории более подробно.
Рисунок 1. Группировка классических теорий лидерства (по Яго). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соответствии с представленным подходом теории лидерства делятся на четыре типа в зависимости от сочетания двух факторов:
- фокуса (на характеристиках или формах поведения);
- подхода (универсального или ситуационного).
В категории первого типа относится теория лидерских качеств. Она характеризуется исключением конкретных ситуаций из рассмотрения и минимизацией влияние поведения лидера. Основной акцент в данном случае делается на позиционных аспектах, а сама теория позволяет установить, какие качества помогают людям становиться лидерами.
Родоначальником данной теории стал Ф. Гальтон, английский антрополог и психолог, выдвинувший идею о наследственной природе лидерства. В частности, он говорил о том, что лидерские задатки и качества передаются по наследству и в некоторой степени являются врожденными. Позже развитие данной теории было поддержано рядом других ученых.
Данный подход, однако, за счет разнообразия, противоречивости и несопоставимости качеств, которые были обнаружены у известных лидеров прошлого, был поставлен под сомнение. Основными недостатками данной теории считались:
- отсутствие ситуационных переменных;
- нивелирование влияния отношений между лидерами и их последователями;
- бесконечность и противоречивость перечней качеств, созданных разными исследователями.
Осознание данных недостатков привело к дальнейшему развитию теорий лидерства, в основе которого лежало смещение акцентов от статики в динамике. На первый план стали выдвигаться уже не качественные характеристики личности, а ее поведенческие особенности. Подобные теории принято относить к теориям лидерства второго типа. Наиболее известной теорией данного типа считается теория К. Левина, который в своих работах выделил три базовых типа лидерства: авторитарное, демократическое и пассивное.
Позже свое развитие получили теории, основанные на разнообразных комбинациях на отношениях и фокуса на рабочем месте (управленческая сетка Блейка и Моутона, 4 системы управления Р. Ликерта и пр.). Основополагающими недостатками теорий данного типа принято считать фиксацию ситуации и изучение поведенческих стилей лидерства в условиях постоянства ситуации.
В связи с выявленными недостатками были сформированы теории лидерства четвертого типа. В их основе лежало смещение фокуса на изучение форм поведения и условиях универсализации. Наиболее известными теориями данной группы стали теория лидерства Ф. Фидлера, модель континиума лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, модель Стинсона-Джонсона и др.
Теории взаимодействия лидера и группы
Вслед за классическими теориями лидерства свое развитие получили работы, которые описывали взаимодействие между лидером и подчиненными. Фактически они послужили переходным этапом к современным теориям лидерства.
Наиболее известными работами в данной области стали труды Грэна, Бернса, А. Юкла, Фидлера и Гарсиа. Основополагающей идей стала идея трансформационного лидерства (рисунок 2), которая впоследствии была положена в основу множества исследований.
Рисунок 2. Составные элементы теории трансформационного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свой клад в переход к современным теориям лидерства вложила теория «заменителей лидерства», выработанная в 1978 году Керром и Джермейером. В соответствии с этой теорией организации не испытывают потребностей в лидерском участии, а в некоторых случаях (при условии наличия определённых ситуационных переменных) оно и вовсе наносит вред.
Современные теории лидерства
Современные теории лидерства свое активное развитие получили с начала 1990-х гг. Не прекращается оно и по сей день. Их основные виды представлены на рисунке 3. Большая их часть разработана американским учеными.
Рисунок 3. Современные теории лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки. Единого подхода в данном вопросе не выработано до сих пор.
Так или иначе, в современных теориях лидерства наблюдается некая общность. Все они демонстрирую пристальное внимание к личности лидера в условиях возрастающей конкуренции, глобализации и усиления борьбы за ресурсы и клиентов.
Одной из наиболее известных теорий последних лет принято считать теорию «эмоционального интеллекта» Гоулмана. Рассмотри ее более подробно.
В соответствии с теорией эмоционального интеллекта существует пять базовых лидерских навыков. Ими являются: самосознание, мотивация, саморегуляция, социальные навыки и эмпатия. Их развитие и совершенствование играет предопределяющую роль в развитии и становлении лидера.
Не меньшую популярность сегодня имеет теория 7 лидерских навыков С. Кови. В своей одноименной книге он разделил их на две группы:
- навыки для личностного развития;
- навыки для межличностного развития.
Согласно его теории к первой группе относится умение расставлять приоритеты, ориентация на результат и активность. Именно он позволяют расти лидеру как личности.
Ко второй группе следует относить непрерывное обучение, синергию, эмпатию и ориентацию на победу. Благодаря и развитию данных навыков совершенствуется межличностная составляющая лидера.
На основе данных теорий построено большинство корпоративных тренингов.