Термин «организационное поведение» был введен по причине необходимости обозначить разнообразные поведенческие реакции личности (групп личностей) на организационные воздействия (стимул, ролевое и административное требование, предписание и санкции), а также по причине вариативности типов таких реакций.
Классификация организационного поведения
Поведение организации классифицируют по ряду параметров:
- В зависимости от осознанности человеческого поведения: поведение может быть осознанным и неосознанным.
- По цели: поведение организации может быть направлено на разрешение групповых, индивидуальных или общеорганизационных целей.
- В зависимости от субъектов-носителей поведение может быть индивидуальным, групповым, ролевым и организационным.
- По воздействию на субъекта-носителя организационное поведение может быть реактивным (реакция на определенные санкции лидера, групп или организаций), конформным (повторение поведения лидера или групп), ролевым (как ответ на наличие безличных требований профессиональных и должностных предписаний).
- По результатам реализации такого типа поведения для отдельных групп: организационное поведение может быть конструктивным (ориентированным на единство или рост эффективности групповой деятельности) и деструктивным (ведущим к дезинтеграции и сокращению эффективности групповой деятельности).
- В зависимости от формы протекания: поведение бывает кооперированным (ориентированным на долгосрочное сотрудничество) и конфликтным.
Как известно, что во многом гарантия успеха предприятия - это эффективность построения организации и динамика в ее управлении. При этом под «организацией» подразумевается планирование и определение тех функций и действий, которые важны для выполнения определенной работы, а также объединение этих функций и действий в рамках групп, секторов, отделов, подразделений.
По сути, организацию образуют лица, ставящие перед собой общую цель. Работая в команде, они используют набор определенных знаний и технических приемов. Часто под «организацией» подразумевают отдельную фирму - некую производственную единицу, которая представляет собой единое целое.
Изучение организационного поведения с точки зрения социологии
С позиции социально-типического подхода считается, что для какой-либо группы как объекта управления и субъекта организационных отношений характерен набор типичных свойств и черт, обусловленных социальной принадлежностью.
В теории социального действия поведение организации считается следствием скоординированных и рациональных действий коллектива, в которых каждому индивиду (группе индивидов) приходится учитывать всех участников взаимодействия.
С позиции функционалистского подхода поведение индивидов рассматривается как единая социальная система. Взаимодействующие индивиды (группы) изначально стремятся к укреплению социальной целостности. Каждый процесс осуществляется с целью выживания системы в целом, поддержания интеграции, развития равновесия и сотрудничества.
Изучение организационного поведения с точки зрения конфликтологии
Конфликтный подход предполагает рассмотрение организационного поведения с точки зрения:
- борьбы противоположных позиций и интересов участников взаимодействия;
- борьбы за социальные и материальные ресурсы.
При этом конфликты трактуются как нормальные явления, лежащие в основе трансформаций и роста уровня интеграции социальной системы.
С позиции феноменологического подхода, организационное поведение может трактоваться как результат сознательного, периодически корректируемого взаимодействия разных субъектов, преследующих собственные цели, временно объединяющихся в коалиции или конфликтующих между собой.