Межличностные взаимоотношения людей во время их совместной деятельности – работы вызывают интерес и теоретиков, и специалистов – практиков. Согласно принятой классификации, можно выделить различные по своей ориентации типы межличностного общения: императивное общение, манипулятивное общение и диалог.
Императивное общение
Императивное общение представляет собой авторитарную, директивную форму взаимодействия на партнера для достижения контроля его поведения и внутренних установок, принуждения к каким-либо решениям или действиям.
Партнер по общению в этом случае является объектом воздействия, пассивной стороной. Особенностью императива можно назвать отсутствие завуалированности конечно цели. Средством оказания такого влияния могут стать приказы, предписания, указания и требования.
Манипуляция
Манипуляция является распространенной формой межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера для достижения скрытых намерений. При манипулятивном общении до партнера не доводят информацию о настоящих целях общения: они могут быть просто скрыты от него или подменены другими.
При манипуляции партнер по общению не воспринимается в качестве целостной уникальной личности, а считается носителем определенных качеств и свойств, которые нужны манипулятору.
Диалог
Диалогическое общение – это реальная альтернатива предыдущим двум типам межличностных отношений.
Диалог представляет собой равноправное общение субъектов, цель которого – взаимное познание, саморазвитие и самопознание партнеров в процессе общения.
Безусловно, реализация данного типа общения требует не только соответствующих условий в организации, но и внутренне готовности коллег.
Стратегии межличностного взаимодействия
Различные исследователи выделяют следующие важнейшие виды мотивов, которые побуждают людей вступать во взаимодействие с другими людьми:
- мотив кооперации – максимизация выигрыша в общем.
- мотив индивидуализма – максимизация своего выигрыша.
- мотив конкуренции – максимизация выигрыша в относительном выражении.
- мотив альтруизма – максимизация выигрыша другого человека.
- мотив агрессии – минимизация выигрыша других.
- мотив равенства – минимизация разности выигрышей.
Исходя из первоначальной социальной мотивации участников межличностного взаимодействия, принято выделять следующие основные стратегии их поведения:
- Противодействие, подразумевающее использование мотива максимизации собственного выигрыша. Сотрудник организации полностью ориентирован только на собственные цели, не учитывая цели его партнеров и коллег.
- Избегание, соответствующее мотиву минимизации выигрыша у других. Эта стратегия заключается в том, чтобы уйти от истинного взаимодействия, контакта, собственные цели теряются ради исключения возможности выигрыша кем-либо другим.
- Уступчивость, которая ориентирована на использование мотивов альтруизма. Сотрудник организации в таком случае готов пожертвовать собственными целями для достижения цели его партнерами по организации.
- Компромисс, который позволяет реализовать мотивы минимизации различий в выигрыше. Сущность стратегии компромисса заключается в том, что партнеры по организации идут на неполное достижение своих целей ради условного равенства.
- Сотрудничество, направленное на наиболее полное удовлетворение участниками межличностного взаимодействия их потребностей. С помощью данной стратегии можно реализовать такие мотивы социального поведения людей в организации, как мотив кооперации и мотив конкуренции.
Последнюю из перечисленных стратегий можно назвать наиболее продуктивной с позиции эффективности взаимодействия и наиболее успешной с точки зрения самочувствия всех участников общения и их взаимоотношений. Однако, в реализации она довольно сложна, поскольку от партнеров по общению требуются значительные психологические усилия по формированию благоприятного климата, сглаживанию появляющихся противоречий при соблюдении взаимоуважения и взаимопонимания.