Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Межличностное поведение в организации

Межличностные взаимоотношения людей во время их совместной деятельности – работы вызывают интерес и теоретиков, и специалистов – практиков. Согласно принятой классификации, можно выделить различные по своей ориентации типы межличностного общения: императивное общение, манипулятивное общение и диалог.

Императивное общение

Определение 1

Императивное общение представляет собой авторитарную, директивную форму взаимодействия на партнера для достижения контроля его поведения и внутренних установок, принуждения к каким-либо решениям или действиям.

Партнер по общению в этом случае является объектом воздействия, пассивной стороной. Особенностью императива можно назвать отсутствие завуалированности конечно цели. Средством оказания такого влияния могут стать приказы, предписания, указания и требования.

Манипуляция

Манипуляция является распространенной формой межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера для достижения скрытых намерений. При манипулятивном общении до партнера не доводят информацию о настоящих целях общения: они могут быть просто скрыты от него или подменены другими.

Замечание 1

При манипуляции партнер по общению не воспринимается в качестве целостной уникальной личности, а считается носителем определенных качеств и свойств, которые нужны манипулятору.

Диалог

Диалогическое общение – это реальная альтернатива предыдущим двум типам межличностных отношений.

Определение 2

Диалог представляет собой равноправное общение субъектов, цель которого – взаимное познание, саморазвитие и самопознание партнеров в процессе общения.

Безусловно, реализация данного типа общения требует не только соответствующих условий в организации, но и внутренне готовности коллег.

«Межличностное поведение в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стратегии межличностного взаимодействия

Различные исследователи выделяют следующие важнейшие виды мотивов, которые побуждают людей вступать во взаимодействие с другими людьми:

  • мотив кооперации – максимизация выигрыша в общем.
  • мотив индивидуализма – максимизация своего выигрыша.
  • мотив конкуренции – максимизация выигрыша в относительном выражении.
  • мотив альтруизма – максимизация выигрыша другого человека.
  • мотив агрессии – минимизация выигрыша других.
  • мотив равенства – минимизация разности выигрышей.

Исходя из первоначальной социальной мотивации участников межличностного взаимодействия, принято выделять следующие основные стратегии их поведения:

  1. Противодействие, подразумевающее использование мотива максимизации собственного выигрыша. Сотрудник организации полностью ориентирован только на собственные цели, не учитывая цели его партнеров и коллег.
  2. Избегание, соответствующее мотиву минимизации выигрыша у других. Эта стратегия заключается в том, чтобы уйти от истинного взаимодействия, контакта, собственные цели теряются ради исключения возможности выигрыша кем-либо другим.
  3. Уступчивость, которая ориентирована на использование мотивов альтруизма. Сотрудник организации в таком случае готов пожертвовать собственными целями для достижения цели его партнерами по организации.
  4. Компромисс, который позволяет реализовать мотивы минимизации различий в выигрыше. Сущность стратегии компромисса заключается в том, что партнеры по организации идут на неполное достижение своих целей ради условного равенства.
  5. Сотрудничество, направленное на наиболее полное удовлетворение участниками межличностного взаимодействия их потребностей. С помощью данной стратегии можно реализовать такие мотивы социального поведения людей в организации, как мотив кооперации и мотив конкуренции.
Замечание 2

Последнюю из перечисленных стратегий можно назвать наиболее продуктивной с позиции эффективности взаимодействия и наиболее успешной с точки зрения самочувствия всех участников общения и их взаимоотношений. Однако, в реализации она довольно сложна, поскольку от партнеров по общению требуются значительные психологические усилия по формированию благоприятного климата, сглаживанию появляющихся противоречий при соблюдении взаимоуважения и взаимопонимания.

Дата написания статьи: 08.01.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot