Биологический подход к классификации конкурентного поведения
Одной из самых популярных классификаций конкурентного поведения организации принято считать классификация, предложенную в рамках так называемого биологического подхода Л.Г. Раменского.
Данный подход предполагает следующие виды стратегического поведения организации:
- «виоленты» - крупные компании, осуществляющие массовое производство, выходящие на массовый рынок с собственным или же приобретенным продуктом - новинкой, опережающие конкурентов благодаря серийности и масштабности производства;
- «патиенты» - приспосабливаются к узким нишам широкого рынка благодаря специализированному выпуску инновационного или модернизированного продукта с оригинальными характеристиками;
- «эксплеренты» - компании, выходящие на рынок с радикально новой продукцией и захватывающие при этом часть рынка;
- «коммутанты» - компании, приспосабливающиеся к условиям местного рынка, заполняют ниш, еще не занятые «виолентами» или «патиентами», осваивают новые виды услуг по мере появления инновационных технологий, могут имитировать новинки и продвигать их массовому потребителю.
Фирмы – виоленты
Крупным фирмам, осуществляющим массовое производство, доступна большая ресурсная сила а, значит, они обладают силовым конкурентным и инновационным поведением на рынке, называемое виолентным. Фирма, которая ведет себя подобным образом, называется виолентом.
Размер такой фирмы и ее штат довольно крупные, они имеют многочисленные филиалы и дочерние предприятия, широкий ассортимент выпускаемой продукции, способны организовать массовое производство. Такая фирма может себе позволить тратить значительные средства на НИОКР, маркетинг и сбыт.
Продукция, выпускаемая организацией – виолентом, высокого качества, для нее характерен высокий уровень стандартизации, унификация и технологичность, низкие ценами, свойственные массовому производству.
Сферы деятельности, в которых может функционировать виолент, весьма многообразны: машиностроение, электроника, фармацевтика, сфера услуг и т. п. Можно выделить следующие типы виолентов в зависимости от этапа и динамики эволюционного развития:
- «гордые львы» — виоленты, которые характеризуются самыми динамичными темпами развития. В данной группе можно выделить подгруппы: «лидеры», «вицелидеры» и остальные;
- «могучие слоны» — компании с наименее динамичным развитием, характеризуются широкой диверсификацией как компенсация за потерянные лидерские позиции;
- «неповоротливые бегемоты» — виоленты, утратившие динамичность развития, чрезмерно увлекающиеся диверсификацией и распыляющие силы.
Модели конкурентного поведения
В зависимости от сложившихся или прогнозируемых обстоятельств фирма может использовать различные виды конкуренции, их элементы или совокупности. Могут применяться и разные модели конкурентного поведения. Принято выделять несколько типов конкурентного поведения:
- Креативное поведение - действия конкурентов включают мероприятия, направленные на формирование новых отношений на рынке. Тем самым обеспечивается превосходство над соперником с помощью новой продукции, технологий, организации производственных процессов, нетрадиционных методов сбыта.
- Приспособленческое поведение - адаптация инновационных трансформаций, чтобы хоть как-то предугадать действия конкурентов, которые связанные с модернизацией производства. Организации стремятся за максимально короткий промежуток времени скопировать успешный опыт своих соперников.
- Обеспечивающее конкурентное поведение - стремление предпринимателей на длительную перспективу сохранить ранее достигнутые рыночные позиции. Обычно это делается за счет повышения качества реализуемой продукции, увеличения ассортимента, расширения перечня дополнительных услуг. С помощью данного типа поведения могут противодействовать конкуренции фирмы, не имеющие возможностей существенно изменить производственную и/или коммерческую программы. Среди факторов нестабильности фирмы может выступить слабость инновационного потенциала, наличие трудностей в обеспечении качественными трудовыми ресурсами.