Сущность психологического менеджмента
Психологический менеджмент является современной психологизированной доктриной управления организацией, которая основана на законах социального управления.
Задача психологического менеджмента - в организации деятельности людей для повышения эффективности и производительности их труда. Психологический менеджмент помогает использовать все человеческие возможности («человеческий фактор») для достижения организационных целей.
С данной позиции менеджер является профессионалом в области управления, который должен знать основы управления, обладать навыками и умением организовать профессиональную деятельность групп людей, быть деловым лидером производственного коллектива.
Выделяют основные сферы, охватывающие деятельность каждой организации и являющиеся объектом управления:
- производство;
- финансы;
- маркетинг;
- работа с персоналом;
- управление хозяйственной деятельностью.
В психологии управления рассматриваются вопросы, которые относятся к управлению людьми в организации, и ориентируются, в основном, на изучение и реализацию мероприятий в рамках таких сфер, как производство, маркетинг и работа с персоналом.
Люди являются главным ресурсом организации и важнейшим источником ее производительности и успешности. Критериями оценки работы любого менеджера является уровень прибыльности производства, материального и морального благополучия персонала.
Будучи самостоятельной дисциплиной, психологический менеджмент изучает индивидов как субъекта производственных и организационных отношений в целом.
Предметом изучения психологического менеджмента являются психологические феномены и явления, предопределяющие эффективность деятельности организации.
Ситуационный подход
Деятельность менеджера в настоящее время можно охарактеризовать ситуационным подходом, который предполагает использование гибкой методики руководства в зависимости от условий сложившейся в реальности ситуации. В значительной степени специфика текущей ситуации определяется жизненным циклом организации, состоянием внутренней и внешней среды организации. Один из ключевых элементов внутренней среды в организации – это персонал, трудовые ресурсы.
С позиции психологического менеджмента управление является циклическим процессом регулярного использования разных методов воздействия на объект управления.
Функции психологического менеджмента
- проведение мероприятий в части организации производственных процессов, мотивация персонала и формирование благоприятного морально-психологического климата в отдельных подразделениях фирмы;
- использование принципов высокой культуры в процессе делового общения, осуществление контроля и текущей коррекции деловых отношений в процессе производственной деятельности;
- выявление самых актуальных мотивов трудового поведения данной группы и их выдвижение на передний план организационной работы;
- формирование стилистики деловых отношений, соответствующей главным поведенческим мотивам конкретной части коллектива;
- поддержание атмосферы взаимозависимости удовлетворения личностных потребностей и интересов всех работников от направленности трудового поведения его коллег;
- организация постоянного общения, взаимодействия с сотрудниками, быстрого реагирования на изменение их мотивационного состояния;
- информирование подчиненных об ожиданиях и требованиях руководства;
- создание условий для справедливой, адекватной оценки трудовой активности всех работников.