Техническое регулирование - это правовое регулирование, которое направлено на общественные отношения, связанные с обязательными требованиями к продукции и к процессам работы с ней.
Принятие и сфера применения закона о техническом регулировании
Большинство современных государств обозначают себя в качестве правовых государств. Это означает, что многие сферы общественных отношений в них подлежат нормативно-правовому регулированию, т. е. государство посредством принятия законов и нормативных правовых актов устанавливает конкретные правила и процедуры поведения граждан и организаций в тех или иных ситуациях.
Например, в Российской Федерации общественные отношения, связанные с техническим регулированием, урегулированы соответствующим федеральным законом. Он был принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года, подписан Президентом 27 декабря 2002 года и зарегистрирован как федеральный закон N 184-ФЗ.
Сфера применения данного федерального закона представлена общественными отношениями, которые возникают в следующих случаях:
- разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции и связанным процессам;
- применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции и связанным процессам;
- оценка соответствия.
Участники перечисленных общественных отношений имеют определенные права и обязанности. Они также определены рассматриваемым в этой статье федеральным законом.
Федеральный закон о техническом регулировании не действует в отношении образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, стандартов социальных услуг, профессиональных стандартов, стандартов оценочной деятельности, стандартов аудиторской деятельности, стандартов о бухгалтерском учете и др. К сфере применения данного федерального закона не относятся отношения, связанные с требованиями, которые предъявляются в сферах обращения лекарственных средств, охраны окружающей среды, охраны труда, использования атомной энергии, промышленной безопасности, обеспечения безопасности космической деятельности и др.
Законодательные основы технического регулирования
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ техническим регулированием называет правовое регулирование общественных отношений, которые составляют сферу его применения (см. выше). В данном случае необходимо уточнить, что процессами, которые связаны с требованиями к продукции, являются процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Продукция и связанные с требованиями к продукции процессы являются объектами технического регулирования. К ним устанавливаются требования, которые обязательны для применения и исполнения. Они устанавливаются международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (им в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
Федеральным законом о техническом регулировании установлены основные принципы, в соответствии с которыми реализуют данное направление правового регулирования. Эти принципы заключаются в следующем:
- требования к продукции и связанным с этими требованиями процессам устанавливаются путем применения единых правил;
- техническое регулирование должно соответствовать уровню экономического, материального, научно-технического развития страны и мира;
- органы по аккредитации и сертификации должны быть независимыми от изготовителей товаров, исполнителей работ и услуг, продавцов, покупателей;
- система и правила аккредитации должны быть едиными;
- при осуществлении процедур обязательной оценки соответствия правила и методы исследований должны применяться в единстве;
- требования технических регламентов должны применяться едино независимо от видов или особенностей сделок;
- при выполнении аккредитации и сертификации недопустимо ограничение конкуренции;
- один орган не может совмещать полномочия по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации или подтверждению соответствия;
- один орган не может совмещать полномочия по аккредитации и подтверждению соответствия;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов не может финансироваться за счет внебюджетных источников;
- одни и те же полномочия не могут быть одновременно возложены на несколько органов государственного контроля (надзора).
Оценка и подтверждение соответствия
Федеральный закон о техническом регулировании применяется, помимо прочего, в отношении общественных отношений, связанных с оценкой соответствия. Таким понятием обозначают прямое или косвенное определение того, соблюдаются ли требования, которые предъявляются к объекту технического регулирования.
Соответствие объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров должно иметь документальное удостоверение. Оно выражается в подтверждении соответствия. Данная процедура осуществляется для того, чтобы достичь следующие цели (кроме непосредственной реализации своего предназначения):
- оказать содействие приобретателям в компетентном выборе продукции;
- повысить конкурентоспособность продукции на национальном и международном рынках;
- создать благоприятные условия для свободного перемещения товаров по территории страны, а также для осуществления международного сотрудничества и международной торговли.