Задачи структурных подразделений банка
Задачи структурных подразделений банка – это то, что должны выполнить структурные подразделения в рамках достижения общей цели банковской организации.
Внутри банковской структуры осуществляется специализация, которая обуславливает специализацию по подразделениям и распределение функций между ними. Для того, чтобы эта система эффективно работала, должны быть приняты решения по ряду вопросов:
- степень специализации,
- оптимальный масштаб управляемости,
- установление уровней иерархии и связей,
- распределение прав и обязанностей,
- установление баланса степени децентрализации и централизации,
- определение пропорции между интеграцией и дифференциацией.
Внутренними структурными подразделениями банка признаются:
- дополнительные офисы, которые могут осуществлять банковские операции (полностью или частично), на которые имеется лицензия у самой кредитной организации (ее филиала). Могут действовать только в том же населенном пункте, что и сам банк (филиал),
- операционные офисы,
- кредитно-кассовые офисы служат для проведения операций с субъектами малого бизнеса и физическими лицами по предоставлению денежных средств и их возврату, кассовому обслуживанию физических и юридических лиц,
- операционные кассы вне кассового узла могут только производить кассовое обслуживание населения (например, принимать и выдавать вклады, принимать различные платежи, в том числе за коммунальные услуги и т.д.).
Также подразделения банка могут выделяться по функциональному признаку.
Закрепление задач структурных подразделений
Задачи структурных подразделений банка закрепляются локальными нормативными актами, например, положениями об отделе. Этот документ имеет типовую структуру, однако каждый банк может адаптировать его под свои особенности.
В первом разделе содержатся общие положения. В нем прописывается, что отдел – это структурное подразделение банка, функционирующее в соответствии с этим положением и законодательством, а также указаниями и инструкциями Центрального банка, Уставом банка, его политикой и т.д.
Во втором разделе перечисляют ключевые задачи отдела. К примеру, у экономического отдела там может быть указано:
- осуществлять прогнозирование состояния рынка банковских услуг,
- анализировать состав и структуру производимых затрат,
- анализировать эффективность ресурсного управления для того, чтобы укрепить финансовое состояние банка, выявить мероприятия, способствующие увеличению прибыли,
- осуществлять контроль за выполнением установленных в бизнес-плане показателей, предпринимать меры, направленные на их достижение,
- составлять плановые задания и контролировать их выполнение,
- вычислять рентабельность и сравнивать ее с конкурентами,
- анализировать прибыль, формировать и использовать фонды экономического стимулирования,
- организовывать штатную дисциплину,
- собирать, обрабатывать и анализировать отчетную статистическую информацию и т.д.
В третьем разделе указывается информация о структуре отдела. Например, может быть прописано, что управляющий банка утверждает штат отдела исходя из типовых структур аппарата управления и нормативов численности специалистов (рассчитанных на основании данных об объеме работы). Во главе отдела ставится начальник. В этом же пункте прописываются права и обязанности начальника, наличие у него заместителей, порядок их назначения и полномочия.
В четвертом разделе перечисляются функции отдела. Для рассматриваемого как пример экономического отдела в качестве функций могут быть установлены:
- организация в отделе экономической работы,
- методологическая и практическая помощь другим отделам в применение нормативно-правовых актов,
- экономический анализ средств, привлеченных от клиентов во вклады,
- анализ развития отдельных направлений банковского бизнеса,
- анализ движения денежных средств по корреспондентским счетам в целях определения свободных кредитных ресурсов,
- вычисления себестоимости банковских операций и т.д.
В пятом разделе прописываются права подразделения.
В шестом разделе устанавливается ответственность отдела в целом и его сотрудников (в том числе начальника).
Организация взаимосвязи подразделений банка
Связи между банковскими подразделениями – это неотъемлемое условие, определяющее возможность координации функционирования всего банка.
Чтобы координация была эффективной, должны быть грамотно распределены полномочия по иерархическим уровням.
В типичной дивизиональной структуре банка вертикальные связи служат для передачи отчетной и распорядительной информации. Они служат для создания стабильности в банке. Однако передавать информацию по вертикальным каналам малоэффективно, если при принятии решения используется информация, проходящая несколько организационных иерархических уровней, удаленных друг от друга. В такой схеме велик риск искажения, и срок доставки информации возрастает.
Вертикальные связи могут быть реализованы в следующих мероприятиях:
- совещания,
- оперативки,
- собрания,
- личные встречи,
- рассылки по внутренней почте.
Если вертикальные связи служат основой применяемых в банке квалификационных характеристик, то они считаются формальными.
Горизонтальными называют связи между подразделениями банка, равными по статусу.
Горизонтальные связи позволяют элементам организации более эффективно взаимодействовать в случае возникновения проблем. Горизонтальные связи обычно менее формализованы, чем вертикальные. Они не фиксируются в задачах структурных подразделений или должностных инструкциях отдельных сотрудников. Такие связи в основном устанавливаются за счет:
- прямых контактов,
- встреч и посещений руководителей и специалистов из разных подразделений,
- создание целевых групп для решения конкретной проблемы (наиболее типично для матричной банковской организации),
- обучение при подготовке и развитии персонала,
- ротация сотрудников.