Японская модель управления и ее специфика
Японская модель управления – это модель менеджмента, ориентированная на «социального человека», смысл которого был определен «школой человеческих отношений», сменившей тейлоризм, считавший главными материальные ценности и стимулы «экономического человека».
Сейчас Япония занимает одно из первых положений на мировом рынке. Стремительный рост и успех заключается в применяемой ей моделью управления, ориентированной на человеческий фактор. Исторически в Японии сформированы методы поведения и труда, отвечающие национальным особенностям характера.
Японцы считают главным богатством страны свои человеческие ресурсы. Система хозяйствования основывается на исторически сложившейся традиции групповой сплоченности и прирожденном стремлении японцев к качеству.
Смыслом менеджмента в Японии стало управление персоналом. Но в отличие от американцев японцы рассматривают не человека, а группу людей. Также в Японии сложилась традиция повиновения старшему, которая одобряется группой.
Поведение человека формируется его нуждами. У японцев в приоритете социальные потребности, а значит и награду за труд они воспринимают через призму социальных потребностей.
Преклонение японцев перед трудом общеизвестно, их смело можно назвать трудоголиками. Японцы готовы терпеть высокий ритм работы и жесткую дисциплину потому, что хорошо выполненная работа их удовлетворяет. В японских компаниях сотрудники работают группами, сообща и поддерживают друг друга.
«Корпоративный дух» организации является наиболее сильной мотивацией в Японии, под этим понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам, то есть интересы группы ставятся выше личных интересов отдельных сотрудников.
В каждой японской фирме есть множество групп:
- младшие по возрасту;
- младшие по опыту работы;
- старшие по возрасту;
- старшие по опыту.
Младшие естественно признают авторитет старших, оказывая им знаки уважения и внимания, подчиняются старшим. Сообщества ориентированы на цели и задачи компании. Трудясь на цели компании, каждый работник понимает, что он трудится на группу и на себя. Они очень серьезно отслеживают свой статус в группе, чутко реагируют на изменение каждого сотрудника в команде и стараются не переступить очерченные для каждого из них границы.
Практика японского менеджмента
В Японии есть система общего принятия решений «ринги», которая не персонифицирует ответственность за принятое решение. Смысл системы «ринги» заключается в том, что решения принимаются путем консенсуса. Система требует общего безоговорочного принятия. Если есть возражающие, предложение возвращается к тому, кто его внес. Предложение всегда обсуждается неформальными группами, в официальное обсуждение никогда не выносится предварительно не одобренное предложение. Нужно понимать, что если есть возражающие – то решение не принимается, если возражающих процентно малое количество, то их учат уважать мнение большинства.
Большие японские фирмы практикуют систему «пожизненного найма», которая включает до 30% от суммарного количества наемных сотрудников. Эти компании гарантируют своим сотрудникам занятость до их выхода на пенсию, в случае спада производства и возникновения других ситуаций.
Естественно, японцы хотят попасть в компании, которые практикуют эту систему. Она очень выгодна как корпорациям, так и сотрудникам. Предприниматели приобретают преданных и верных сотрудников, готовых работать на благо компании с большой отдачей, сотрудники же испытывают удовлетворение от того, что они получили признание. У сотрудника появляются чувства стабильности своего положения в жизни, уверенности в завтрашнем дне, поэтому систему «пожизненного найма» нужно рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия.
Система «пожизненного найма» взаимосвязана с системой оплаты за труд «по выслуге лет», смысл которой заключается в том, что размер заработной платы напрямую зависит от непрерывного стажа работы. Данная система оплаты труда происходит из характерного для японского общества уважения к старшим.
На размер заработной платы воздействует большое число различных факторов. Можно сказать, что заработная плата состоит из трех составляющих:
- Базовый оклад, который рассчитывается в зависимости от возраста, стажа работы, профессиональной подготовки, семейного положения работника. В больших корпорациях размер базового оклада одинаков для всех пожизненных работников одного образования и возраста. Временные и внештатные сотрудники получают ставку в два раза ниже, чем у постоянного персонала. Базовая ставка растет с увеличением стажа работы в компании.
- Второй составляющей заработной платы являются дополнительные выплаты — премии, надбавки, бонусы, начисляемые как ежемесячно, так и по результатам работы за полгода. Надбавки стимулируют размер личного вклада каждого сотрудника и группы, в которой он состоит. Сюда входит: надбавка за повышение производительности и качества труда, оплата сверхурочной работы, разные премии, размер которых зависит от результатов организации в целом, а также разовые пособия, выплачиваемые уходящим на пенсию. Размер этих надбавок составляет от 10 до 50% базовой ставки.
- Третьим элементом заработной платы японского сотрудника являются выплаты на социальные нужды, которые состоят из надбавки на оплату проезда на работу, содержание семьи, медицинское обслуживание, квартирную плату, социальное страхование и т.д. Размер этих надбавок может составлять до 40% от общего фонда заработной платы.
В Японии непрерывное образование это часть процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа — за счет личного. И это считается очень важным для развития технологий и личностного роста сотрудников, а также для повышения лояльности сотрудников компании.
Японская модель менеджмента давно стала областью пристального изучения западных ученых, которые хотят понять и перенять принципы японского менеджмента в практике своих фирм, для этого было создано понятие «японизация». Они заключили, что в успех японских компаний заключается в их способности управлять внешними и внутренними связями более эффективно, чем у большинства их западных конкурентов, чему способствуют социально-экономические особенности Японии. «Секрет» японского успеха состоит в том, что вся система работает целиком, а не в особенностях ее отдельных элементов.