Различия людей проявляются во всем разнообразии характеристик человека, многообразие это и порождает трудности в процессе управлении организацией, конфликты и проблемы взаимодействия человека и организационного окружения.
Создавая определенные роли, организация стремится к унификации и стандартизации. Но если большую часть ролей можно описать стандартами, то поведение людей вписывается с трудом в стандартизированные рамки. С целью разделения противоречий между стандартизацией и разнообразием в поведении человека, а также между поведением людей и нормами организационного окружения, важно знать и понимать, что определяет поведение человека, как воспринимает он себя и окружающих, как он реагирует на стимулирующие воздействия, чем его предпочтения определяются, что неприемлемо для него, а что - само собой разумеющееся. Основополагающими началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.
Восприятие человеком окружения
В самом общем виде восприятие – это процесс получения и обработки из окружения информации. На входе этого процесса - получение из внешней среды информации, далее обработка и приведение ее в определенный «порядок» и, на выходе — система информации, заключающая в себе представление об окружающей среде и заложенная в основу действий. Восприятие каждым из людей действительности различается и носит субъективный характер.
Восприятие организационного окружения человеком складывается из отбора и систематизации информации, которые осуществляются как в соответствии с общими закономерностями, так и с учетом индивидуальных особенностей личности.
Важнейшая особенность отбора информации - это, что имеет выборочный характер. Человек, используя доступные информационные каналы, воспринимает звуковую, зрительную, осязательную информацию и запахи. Однако он воспринимает не всю информацию, поступающую к нему. Отбор позволяет человеку неважную или ненужную информацию отбросить. В тоже время это может привести к потере важной информации, к искажению реальности.
Выделяют общие правила обработки информации, позволяющие свести ее до образов:
- определение соотношения фона и фигуры;
- завершение образов;
- установление приблизительности и сходства.
Первый случай характеризуется тем, что в общей «картинке» информации выделяется «фигура», а то, что «фигурой» не является, превращается в «фон». Завершение образа позволяет по отдельным частям создать цельный образ, даже если достаточной информации для этого нет. Зачастую этот процесс обработки информации приводит к созданию неверного образа и интерпретации поведения других людей, порождать у индивида неверную интерпретацию воздействия со стороны организационного окружения.
При всем многообразии факторов, влияющих на восприятие действительности человеком, можно указать на ряд внутренних и внешних факторов, стабильно оказывающих влияние на восприятие человека. Среди внутренних факторов выделяются следующие:
- знакомые им сигналы люди быстрее воспринимают, чем незнакомые;
- сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивное, так и негативное люди быстрее воспринимают;
- люди могут по-разному воспринимать сигнал в зависимости от того, что этому восприятию предшествовало и какое состояние, имеют они во время восприятия сигнала.
Внешние факторы, влияющие на восприятие человеком действительности - это подвижность сигнала; интенсивность передаваемого сигнала; размер; состояние окружения, в котором человек находится.
Итак, восприятие человека складывается под влиянием составляющих: воспринимающий человек; воспринимаемый человек; ситуация, в которой восприятие происходит.
Критериальная основа поведения
К критериальной основе человеческого поведения относятся те устойчивые личностные характеристики, которые определяют выбор, принятие человеком решений по поводу его поведения.
Критериальная база поведения каждого человека складывается из расположения его к людям, процессам и событиям, совокупности ценностей, разделяемых человеком, верований, которых он придерживается, и принципов, которым в своем поведении он следует.
Расположение человека к людям, окружающей среде, процессам, своей работе, и в целом к организации играет в деле установления взаимодействия человека и организационного окружения ключевую роль.
Расположение имеет следующие компоненты:
- Часть, отражающая чувства человека по отношению к объекту.
- Знания об объекте, которыми человек располагает.
- Намерение по поводу того, как по отношению к объекту вести себя.
Расположение человека по отношению к процессам, явлениям или людям формируется на основе обучения и базируется на жизненном опыте.
Большое влияние на повышение удовлетворенности работой оказывает содержание и характер работы.
Наличие элемента вызова в работе, такого, как творческое начало, возможность использования своих оригинальных или уникальных способностей индивидом, сложность заданий и прочее, приводит к росту удовлетворенности от работы.
Увлеченность работой – это сильнейшее расположение, определяющее то, как человек подходит к своей работе, к участию в процессе совместной работы. Для увлеченности работой характерны определенные аспекты:
- то, занимает ли работа существенное, центральное место в жизни человека.
- то, насколько работа привлекает человека сама по себе.
- то, насколько человек идентифицирует себя с выполняемой им работой.
Приверженность организации – это расположение существенно более широкое, чем увлеченность или удовлетворенность работой. Во-первых, член организации разделяет и делает собственными цели и ценности организации. Во-вторых, член организации стремится в организации оставаться и сохраняет это стремление даже в случаях, когда для него это может быть невыгодно. В-третьих, член организации готов для организации не только стараться, но и, если это необходимо, принести свои личные интересы в жертву организационным.
Характеристика индивидуальности человека
Индивидуальность человека определяется тремя началами. Bo-первых, каждый человек сходен в чем-то с остальными. Во-вторых, каждый человек одинаков в чем-то с другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то ни на кого не похож. В зависимости от того, как эти начала сочетаются, у каждого конкретного человека формируется индивидуальность.
Каждый человек имеет устойчивый набор черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Эти черты проявляются в достаточно длительных промежутках времени, благодаря чему можно почувствовать и зафиксировать индивидуальность человека.
Каждый человек фиксируется окружением по его индивидуальности, поскольку индивидуальность человека имеет определенную устойчивость, люди друг друга узнают и сохраняют друг к другу определенное отношение. В то же время отметим, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания или образования индивидуальность человека меняется, иногда очень существенно.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первая группа - это наследственность и физиологические особенности человека. Вторая группа факторов проистекает из окружения человека. Третью группу факторов составляют особенности и черты характера человека, его индивидуальность.
Необходимость изучения индивидуальности человека определяется тем, что часто делается много неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Это связано с тем, что при познании других люди опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения, Делая неверный вывод об индивидуальности людей, создается основа для конфликтов, сплетен, скандалов, трудностей в общении и взаимодействии людей.
Важность регулярного и тщательного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнений. В то же время, признавая полезность и значимость данного вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность человеческого поведения зависит не только от персональных его черт, но и от ситуации, в которой его действия осуществляются. Следовательно, изучение человека всегда должно вестись в совокупности с анализом ситуации.
Таким образом, в организации проблема управления человеком не сводится лишь к взаимодействию работника и менеджера. В каждой организации человек работает в окружении коллег по работе. Он - член формальных и неформальных групп, что на него оказывает исключительно большое влияние, либо, помогая полнее раскрывать его потенциал, либо, подавляя способности и желания работать более производительно, с полной отдачей. Менеджмент должен этот факт учитывать в построении работы организации.