Срезы внутренней среды организации
Внутренняя среда оказывает непосредственное воздействие на производство и реализацию продукции, и лучше поддается контролю со стороны руководства. Поэтому анализ внутренней среды должен проводиться наравне с анализом внешней среды и должен быть направлен на определение возможностей, потенциала, а также на выявление сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами на рынке.
Внутренняя среда состоит из нескольких срезов, которые включают в себя набор процессов и элементов, которые в совокупности определяют потенциал организации. Срезы организации подразделяют на:
- производство;
- организационную структуру;
- финансовые ресурсы;
- маркетинг;
- кадры;
- организационную культуру.
Производственный срез включает в себя производство продукции, снабжение, ведение складов, обслуживание оборудования, новые разработки.
Организационная структура включает в себя процесс коммуникации между работниками, общую организационную структуру организации, нормы и правила в организации, распределение прав и ответственности, иерархию.
Финансовый срез включает в себя процессы, обеспечивающие движение денежных потоков в организации.
Маркетинговый срез включает в себя стратегию реализации продукции, ценообразование, продвижение продукции на рынке, выбор рынка быта, систему распределения продукции.
Кадровый срез включает в себя взаимодействие руководства и подчиненных, наем и обучение сотрудников, продвижение сотрудников, систему стимулирования и мотивации, характер отношений между работниками.
Организационная культура исполняет роль либо ограничителя возможностей организации, либо становится опорой для выживания в конкурентной борьбе. Культура показывает, насколько хорошо работники будут выполнять свои обязанности, как они взаимодействуют между собой и с руководством.
Помимо срезов внутренней среды, которые представляют собой основные составляющие организации в целом и присущи любой организации, принято выделять ряд факторов внутренней среды, которые являются переменными и зависят от характера деятельности, рынка, состава организации и т.д.
Внутренние переменные организации
Переменные входят в состав внутренней среды, но не имеют строгих характеристик, в отличие от срезов, которые в основном определяются функциональным составом отделов организации. Но без внутренних переменных говорить о внутренней среде и анализировать ее невозможно.
1. Цели. Это желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе деятельности. Цели разрабатываются руководством, а потом доносятся до работников. Цели позволяют рядовым сотрудникам увидеть картину работы организации, дают направление деятельности. Общие цели способствуют укреплению связей в коллективе, придают осознанность действиям работников. Существует несколько основных, глобальных типов целей, которые зависят от специфики деятельности организации:
- Получение прибыли, рост дохода, производительности труда, рентабельности (для коммерческих организаций);
- Защита прав человека, развитие науки, поддержка культуры в регионах, прочие социально значимые цели (для некоммерческих организаций);
- Поддержка регионов, развитие образования, постройка больниц, развитие общественного питания, улучшение санитарных условий региона, прочие регионально значимые цели (для государственных и муниципальных организаций).
2. Структура организации. Помимо того, что она является постоянным срезом внутренней среды, она является и переменной, так как количество уровней иерархии, подразделений может быть разным в разных организациях. Все отделы делятся по тем функциональным областям, которые они затрагивают в процессе работы (маркетинг, производство, финансы, кадры). Но при этом маркетингом могут несколько отделов (включая производство), также и с кадровыми вопросами (наем новых сотрудников может производиться по согласованию начальства конкретного отдела). Поэтому при анализе структуры важно смотреть на то, как именно функции подразделяются по отделам и кто их контролирует.
3. Задачи. Представляют собой определенный тип работ, которые должны быть выполнены определенным образом в определенный срок. Каждый отдел выполняет свой тип задач, каждый специалист – также. Выполнение каждой задачи способствует достижению целей организации. Существует три типа задач в организации:
- работа с людьми;
- работа с оборудованием, сырьем, инструментами;
- работа с информацией.
Чем больше организация связана с выпуском наукоемкой продукции, тем более специализированные и узкие задачи решает каждый отдел и каждый специалист. Поэтому важность координации выполнения задач возрастает.
4. Технология. Представляет собой порядок организации процессов в организации, которые способствуют оптимизации использования ресурсов (трудовых, временных, денежных, материальных). С помощью технологии осуществляются преобразования. Например, технология продаж преобразует продукцию в финансы, информационный отдел преобразует данные в информацию для управления организацией. В последние годы информационные технологии стали важным элементом, позволяющим достичь конкурентного преимущества.
5. Люди. Это основной фактор в управлении организации. У данной переменной есть три важных аспекта:
- поведение людей по отдельности;
- их групповое поведение;
- стиль поведения руководства.
Понимание особенностей людей, входящих в состав организации, - сложная часть управленческого процесса, но именно она во многом обеспечивает устойчивое положение на рынке. От этой переменной зависит организационная культура, кадровый срез внутренней среды и частично – организационная структура. На нее влияют лидеры (формальные и неформальные), группы внутри организации, субкультуры.