Определение внешней среды
Внешняя среда организации - это совокупность внешних факторов, которые оказывают воздействие на деятельность компании.
Факторы прямого и косвенного воздействия – это факторы, которые являются основными характеристиками внешней среды.
Организация – это средство достижения целей, которое позволяет группе людей выполнить коллективно те задачи, которые не получается выполнить индивидуально. У организации есть свои цели и ожидаемый результат. Цели вырабатываются руководством. Данный процесс является мощным механизмом координирования. Внешняя среда является своего рода поставщиком ресурсов для каждой организации. Данные ресурсы позволяют организации реализовать свой собственный потенциал. В каждой организации происходит обмен с внешней средой. За счет данного обмена происходит выживание компании. Из-за того, что количество ресурсов ограничено и на них претендует несколько организаций одновременно, возникает конкуренция. В связи с этим существует возможность не получения ресурсов, что негативно отражается на работе организации и в свою очередь ослабляет ее потенциал. Именно по этой причине возникает необходимость стратегического управления, которое обеспечивает воздействие организации с внешней средой. Стратегическое управление позволяет выживать и приспосабливаться организации к новым условиям. Без знаний внешней среды невозможно успешное функционирование организации, в том числе получение прибыли.
Так как организация является открытой системой, которая пропускает через себя различные элементы внешней среды. В связи с этим внешняя среда воздействует на организацию различными факторами. Для каждой организации состав элементов воздействия внешней среды в основном постоянный. Воздействие осуществляется посредством косвенных и прямых факторов.
Факторы внешней среды
Косвенные факторы (макросреда) оказывают влияние в целом на все организации и действуют на ту или иную отрасль. Данные факторы подразделятся на:
- экономическую среду,
- политическую среду,
- технологическую среду,
- социальную среду.
К экономической среде относятся факторы, которые определяют развитие экономических процессов (например, рост ВВП), влияние бюджетной и налоговой политики на платежеспособность населения и т.п.
К политической среде относятся факторы, влияющие на политическое развитие, стабильность и законодательные нормы.
Факторы технологической среды определяют тенденции в развитии научно-технического прогресса.
Социальная среда определяется факторами, отвечающими за демографическую структуру населения.
Под факторами прямого воздействия понимают факторы, которые оказывают влияние на конкретное предприятие. Данные факторы позволяют определить конкурентоспособность фирмы по сравнению с другими организациями.
Факторы прямого (микросреда) воздействия подразделяются на:
- поставщиков ресурсов,
- потребителей продукции,
- конкурентов,
- посредников.
Поставщиками ресурсов являются юридические или физические лица, которые располагают ресурсами, позволяющими организации поддерживать эффективную деятельность.
К потребителям продукции относят субъекты, которые испытывают спрос на ту или иную продукцию.
Конкуренты – это субъекты, соперничающие на рынке и производящие продукцию , удовлетворяющую потребителей.
К посредникам относятся юридические и физические лица, способствующие продвижению, сбыту и распространению продукции. Посредники обеспечивают физическое перемещение продукции, кредитную поддержку и страхование сделок, собственную продажу, поиск покупателей, рекламу.
Структура внешней среды
Для подробного изучения эффективности внешней среды необходимо создать специализированную структуру. Данная структура использует следующие способы наблюдения:
- анализ деятельности организации и изучение опыта компании,
- анализ материалов, которые опубликованные в специализированных источниках,
- профессиональные конференции,
- внутрифирменные дискуссии.
Взаимосвязность, неопределенность, сложность и подвижность факторов являются основными характеристиками внешней среды.
Под взаимосвязностью понимают уровень силы, которая возникает при изменении факторов и воздействии данных изменений на прочие факторы.
Сложность среды - это количество факторов, на которые предприятию необходимо отреагировать.
Подвижность – это скорость изменений, происходящих в окружении предприятия.
Скорость изменения факторов в организации является нарастающей. Данный фактор может различаться у организаций и быть разного уровня.
Под неопределенностью среды понимают соотношение количества информации и уверенность в ее точности.
Если внешнее окружение непродлённое, эффективность принятых решений падает. Если неопределенность в фирме высокая существует несколько подходов:
- первый подход – применение адаптации. Создается структура, которая способна реагировать на изменения внешней среды. Для этого в организации производится мониторинг всех происходящих изменений. При выявлении изменений внешней среды повышается гибкость в структуре, происходит экономическое распределение задач и функций,
- второй подход – это реализация мер по воздействию на факторы внешней среды. Например, стратегия повышения конкурентоспособности на рынке, реклама, связь с общественностью, политическая деятельность.
Как указывалось выше, организации находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой. В связи с этим внешняя среда является с одной стороны источником прибыли, устойчивого развития и расширения на рынке, а с другой стороны – это опасность и угроза потерь лидирующих позиций. Внешняя среда может поспособствовать падению спроса. Поэтому очень важно мониторить собственное стратегическое развитие, следить за оснащенностью организации, нововведениями и конкурентами и поддерживать взаимодействие со внешней средой на уровне, обеспечивающем достаточным количеством ресурсов.