Взаимоотношения руководителя и подчиненных
Стиль руководства – это привычная для руководителя модель воздействия на подчиненных с целью обеспечения эффективности их работы.
Взаимоотношения директора и сотрудников, психологический настрой команды, а также итоги работы компании прямо зависят от типа менеджмента, реализуемого управленцем. Проблемы психологического климата и стиля управления изучены массой ученых, а аспектам влияния одного фактора на другой в научной литературе уделено немного внимания.
Под стилем руководства понимается набор определенных методов, способов и инструментов влияния руководителя на подчиненный ему коллектив сотрудников.
Под психологическим климатом можно понимать общность психологических и социальных особенностей, оказывающих влияние на деятельность коллектива, его работоспособность и смысл межличностных связей.
Огромное значение стиля управления определяется тем, что он выполняет главную для управленца функции - улучшение и повышение эффективности работы всего коллектива. Еще можно заметить значимость психологического комфорта в коллективе как критерия эффективности менеджера, от адекватности методов управления и моральных качеств которого во большинстве своем зависит эффективность деятельности этого коллектива.
Стили руководства
Изначально в научной литературе выделялись три стиля управления:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
При авторитарном стиле управленец принимает все решения сам, не учитывая опыт и мнение сотрудников. Это значит, что психологический настрой при этом руководителе не будет благоприятным, а даже будет носить негативный оттенок.
Руководитель, пропагандирующий демократический метод управления извещает подчиненных о положении дел в команде, а также адекватно принимает критику сотрудников в свой адрес. Этот управленец не показывает своего превосходства над подчиненными - он считается работниками не как начальник, а как равный член команды. Эти качества формируют позитивный климат в коллективе.
Либеральный стиль менеджмента характерен принятием важных решений директором при опоре на интересы и цели различных групп команды, понимая и анализируя при этом разные позиции сторон. Он заключается в общем принятии управленческих решений, когда управленец не имеет сильной воли. Такой метод руководства очень неустойчив.
Каждый из этих видов редко существует в чистом виде, потому на практике есть еще и смешанный стиль который является сочетанием демократического, либерального и авторитарного методов, которые доминируют в разной степени у управленца. Соответственно, руководителю нужно владение разными методами и их гибкое применение в зависимости от ситуации для формирования своего индивидуального стиля.
Улучшение психологического климата в коллективе
Действия руководителей для улучшения психологической атмосферы в команде идти по разным направлениям, в зависимости от воздействующих на команду факторов.
- Улучшение условий труда. Они ведь не только создают отношение к процессу работы, но и качественно влияют на итоговый результат деятельности. Они осуществляются следующим образом: разработка оптимального режима труда и отдыха, повышение качества оснащенности рабочего места, улучшение квалификации сотрудников, подбор кадров, повышение оплаты труда.
- Контроль социально-психологических характеристик коллектива. Дифференцирование качеств людей по принципу дополняемости является основным фактором позитивного климата в команде. Тогда появляется взаимная симпатия сотрудников друг к другу. В разнополых коллективах гораздо качественнее культура общения, а сочетание различных образовательно-квалификационных и возрастных групп способствует быстрому обмену опытом.
- Совершенствование взаимоотношений в коллективе. Ежедневное общение сотрудников должно способствовать созданию максимально положительного настроя в коллективе. Для чего должна присутствовать прозрачная ролевая ясность каждого сотрудника. Кроме должностных обязанностей управленец должен возлагать на сотрудника ожидания, которые основаны на его психологических особенностях, которые далеко не всегда понятны. Сотрудники на уровне инстинктов избегают непостоянства и неопределенности, они должны знать ожидания начальства и коллектива, задачи, которые они должны выполнять и какие играть роли. Зачастую об отношениях в команде делают выводы по уровню конфликтности на каком-то участке времени. Сами конфликты при этом незначительны, к тому же без них рабочий процесс невозможен вообще. Основное, чтобы конфликт был конструктивным, а в результате его разрешения росли как личности, так и общее дело. Конструктивный конфликт показывает скрытые противоречия, помогает участникам снять напряжение между ними, а также способствует их сплочению с помощью совместного решения проблемы.
- Выбор управленцем оптимального стиля руководства. Стиль руководства нужно выбирать, опираясь на уровень развития команды и изначально принятых в ней взаимоотношений, ценностей, традиций, норм. А значит можно уверенно говорить о том, что нет «хороших» или же «плохих» стилей управления. Каждая отдельная ситуация, личностные специфики характеров сотрудников, вид деятельности и различные другие факторы должны формировать наилучшее соотношение каждого из стилей и как итог, доминирующий стиль управления. Хотя наибольший авторитет всегда будет иметь управленец, умеющий быть «мягким» в отношениях с людьми, но «жестким» в деле: он строг и требователен со своими сотрудниками в служебных вопросах и ситуациях, но постоянно старается показать заботу и проявить понимание о персонале в личном плане. Конкретно о такого рода менеджерах говорят: «Строг, но справедлив».
Ощущать себя одной командой, работающей на общий результат, помогают и простые постоянные выступления управленца перед всем коллективом. Для этого руководителю желательно быть харизматичной личностью. Начальнику нужно ставить в известность о достижениях, о ближайших планах, о том, к чему компания стремится стратегически, какие проблемы есть в данный момент и как их нужно решать совместными усилиями, что значит для организации каждое ее отделение и направление. Это несомненно приведет к единению команды.