Инновационные технологии в управлении
Влияние современных инновационных технологий на процесс управления – это изменения в управленческом процессе, обусловленные внедрением современных инновационных технологий.
Научная литература в последние годы большое внимание уделяет вопросам инноваций и инновационных технологий управления. Любая компания хочет повысить эффективность своей деятельности, получить больший эффект при меньшем вложении ресурсов. Менеджмент активно развивается, и чтобы обеспечить конкурентоспособность, предприятия должны следить за новыми идеями и технологиями. Это единственный способ не уступить конкурентам в условиях жесткой борьбы.
Область знаний, связанная с вопросами методологии и организации инновационной деятельности, является предметом исследования инноватики.
Инновационными технологиями называют наборы методов и средств, которые поддерживают этапы реализации нововведения.
Чтобы раскрыть содержание инновационных технологий, необходимо определить сущность обоих входящих в состав этого термина слов – «инновация» («инновационный») и «технология».
Само понятие «инновация» на интуитивном уровне можно определить как что-то новое. Это определение пригодно для бытового понимания, на научном уровне познания следует оперировать более четкой терминологической базой.
В настоящее время слово «инновация» можно встретить и применительно к новому продукту, и к новой системе управления, и к новой технологии, и к новым рынкам сбыта. При этом оно используется в двух основных значениях:
- как процесс,
- как результат этого процесса.
Инновацией называется нововведение в области технологии, техники, управления или организации труда, базирующееся на использовании передового опыта и достижений науки, направленное на качественное повышение эффективности производственной системы или улучшение свойств продукции.
Таким образом, инновацией может быть признано не любое нововведение или новшество. Важен вопрос целей этого нововведения – оно должно быть ориентировано на повышение эффективности действующей системы или качества продукции. Например, если предприятие выпускало синие ведра, а начало выпускать зеленые, такое нововведение сложно считать инновацией – качество ведер не изменилось, их потребительские характеристики не улучшились.
Технологией называется комплекс приемов, операций и организационных мер, направленных на достижение определенной цели.
Таким образом, инновационные технологии подразумевают, что некая инновация затрагивает способ достижения результата. Если речь идет конкретно об инновационных технологиях в управлении, то инновации должны затрагивать те или иные управленческие процессы, способы осуществления управленческих операций.
Место инновационных технологий в управленческом процессе
Инновационные технологии появляются по мере эволюции человеческого общества. Причины возникновения инновационных технологий различны. Условно их можно разделить на две категории:
- культурные и научные достижения человечества,
- потребности, появляющиеся в результате развития социума и не удовлетворяемые имеющимися технологиями.
Потребность в инновационной технологии порождает начало процесса их изобретения и собственно внедрения, то есть инновационную деятельность. Чтобы осуществлять управление инновационной деятельностью в рамках организации, учреждаются специальные системы и структуры управления инновационным процессом, инновациями и связанными с ними отношениями. Такое управление называется инновационным менеджментом. В составе инновационного менеджмента можно выделить три значимых компонента:
- поиск идей, которые могут стать базой инновации,
- организация процессов, обеспечивающих внедрение инноваций,
- процессы реализации и продвижения инноваций в самой компании или на внешнем рынке.
То, насколько конкретные индивиды восприимчивы к инновационным технологиям, зависит от развитости их инновационного сознания, то есть готовности принимать новшества.
В настоящее время высокими темпами развиваются информационные технологии, в том числе средства коммуникации. За последние годы резко повысилась доступность Интернета, он превратился в неотъемлемую часть жизни многих людей. Применение Интернета дает возможность внедрить в служебные коммуникации между сотрудниками различные формы онлайн-общения. Например, благодаря мессенджерам можно передавать изображения, аудио- и видеопослания, ознакомиться с которыми человек может в удобное для него время.
Еще один аспект влияния Интернета на изменение управленческих процессов – переход многих специалистов на работу без посещения офиса. Многие виды работы могут осуществляться из любой точки мира.
На процесс принятия решений как важнейший элемент управленческой деятельности значительное влияние оказывает изобретение и распространение электронных баз данных. В отличие от бумажных банков данных, они – независимо от объема – могут быть проанализированы за минуты или даже секунды. Внедрение корпоративных баз данных позволяет создавать и активно использовать системы корпоративных знаний. Это деиндивидуализирует набор знаний, благодаря чему все сотрудники получают доступ к знаниям и опыту, полезному для решения актуальных задач.
Электронные базы данных находят применение и в сборе и анализе данных о работниках компании, их особенностях, сильных и слабых сторонах. Имея доступ к таким данным, руководитель легче найдет подход к подчиненным, даже если он является новым в организации человеком.
Современный управляющий должен применять не только достижения научно-технического прогресса, но и инновационные технологии управления, основанные на знаниях областей социологии и социальной психологии. Общественные трансформации приводят к тому, что более действенными становятся иные средства мотивации.