Отличие власти от влияния
Успешное руководство организацией основано не только на фактическом выполнении действий, но и на том, насколько хорошо руководители побуждают к действиям подчиненных. Стимулировать к действиям можно при помощи разных методов.
Власть в организации – это право использовать ресурсы, направлять усилия работников на выполнение задач.
Право является ограниченным нормативными документами организации. Власть дает возможность влияния, позволяет руководить действиями работников в интересах организации, ставить задачи, предотвращать конфликты. Чем больше работники зависят от руководителя, тем больше власти у последнего. Обладание властью дает возможность оказывать влияние.
Виды власти:
- основанная на принуждении и страхе;
- основанная на вознаграждении;
- основанная на образе руководителя-эксперта;
- основанная на харизме руководителя;
- основанная на законе, традициях.
И влияние, и власть зависят как от личности руководителя, так и от личности того, на кого они направлены. Абсолютной власти в условиях реальной организации не существует, так как полностью подчинить себе всех людей во всех ситуациях невозможно. Власть закрепляется как на уровнях иерархии, документально, так и отношением работников к руководителю, она определяется степенью их зависимости. В то же время существует власть подчиненных над руководителями, так как без подчинения невозможно существование властных полномочий. Если руководитель использует власть в полном объеме и в одностороннем порядке, это вызывает противодействие у подчиненных.
Важно поддерживать баланс власти в организации, чтобы эффективно достигать целей без протестов и недовольства среди подчиненных.
Влияние – это один из компонентов, на которые опирается власть. С помощью влияния можно вносить изменения в поведение, отношения других людей. Влияние необходимо там, где существует опасность перехода власти в авторитарную. Руководитель должен искать возможности сотрудничества с подчиненными, чтобы иметь возможность оказывать влияние на них. Формы влияния:
- убеждение;
- участие в управление (делегирование полномочий).
Делегирование полномочий
Делегирование – это передача подчиненным части ответственности и прав на совершение операций или согласование ряда действий.
У делегирования есть несколько уровней (делегирование деятельности, ответственности, прав и ответственности, авторства действий).
Преимущества делегирования:
- появление дополнительного времени у руководителя;
- возможность решить задачи высокого уровня;
- более глубокая оценка потенциала подчиненных;
- мотивация;
- развитие навыков высшего уровня у подчиненных;
- активация кадровых резервов.
Недостатки делегирования:
- затраты времени на организацию;
- риск принятия неверных решений или ошибочных действий;
- дополнительная нагрузка подчиненных;
- в организации может не найтись подчиненных с достаточной квалификацией.
При делегировании существует опасность появления сомнений у подчиненных, чтобы этого избежать, нужно обговорить возможности развития ситуации заранее. Делегирование не будет успешным, если руководитель включается в ход работы и начинает давать новые распоряжения. Существует риск делегирования только одним и тем же сотрудникам, что снижает мотивацию остальных.
Для успешного делегирования нужно распланировать действия, обсуждать процесс делегирования с подчиненными, давать возможность закончить работу, осуществляемую в рамках делегирования.
Тактика влияния на работников
Существует несколько методов, при помощи которых можно усилить влияние на сотрудников:
- Консультации. Исполнитель вовлекается в процесс принятия решений, его мнение учитывается при формировании решения проблемы.
- Аргументация. Исполнителя убеждают при помощи ряда строго выстроенных фактов, логических цепочек.
- Апелляция к лучшим качествам исполнителя. Обращение к сильным сторонам работника повышает мотивацию, помогает убедить сделать что-либо.
- Давление коллег. Другие работники привлекаются, чтобы поддержать нужное поведение или деятельность исполнителя.
- Торг. Вознаграждение в обмен на определенные действия или результат.
- Использование властных полномочий. Больше относится к реализации власти, но если использование полномочий не закреплено документально (нет письменных распоряжений и т.д.), то можно отнести к виду влияния на работников.
- Апелляция к высшему руководству. Высшее руководство привлекается чтобы поддержать нужное поведение или деятельность исполнителя.
Чтобы эффективно использовать влияние, руководитель должен учитывать ряд факторов:
- действия, которые должны быть выполнены, - необходимые и актуальные;
- исполнитель должен ожидать, что выполнение действий приведет к удовлетворению не только потребностей руководителя, но и его собственных;
- исполнитель должен быть уверен, что его действия оправдают ожидания руководителя (или шанс на это высок).