Понятие лидерства
Лидерство является одним из проявлений власти. Обязательным условие лидерства является наличие власти в определенных формальных и неформальных организациях, которые представляют собой самые разные уровни и масштабы.
Понятие лидерства и различные его теории появились впервые в западной социальной психологии. Они возникли на базе эмпирических исследований малых групп. Большинство исследователей занимались изучением лидерства с точки зрения социального и психологического феномен с различных точек зрения, при этом выделяя его определенную область.
Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе, которая основывается на влиянии личного авторитета, имеющегося у человека на поведение всех представителей группы.
Лидер является элементом упорядочения системы, а также личностью, которая способна включать в себя людей, необходимых для получения определенной цели. Помимо этого, лидер является личностью, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, другими словами те качества, которые внушают веру и подталкивают людей признать его влияние на себя.
В основном, лидерство исследуется или как положение групповых интересов.
Гендерные теории лидерства
Традиционно, гендерные теории лидерства принято разделять на пять основных направлений.
-
К первому направлению относятся теории, которые были разработаны в рамках традиционных теоретических парадигм. Сюда относятся:
- Концепция «информационной обработки человека», которая была разработана Д. Гамильтоном и «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера, которая напрямую была с ней связана. Основная суть данных теорий состоит в том, что человек применяет самые различные стереотипы при обработке социальной информации;
- Бихевиористическая динамическая модель обмена под названием «лидер - последователь». Была разработана Г. Грайеноем. Ее суть состоит в том, что если два человека являются похожими между собой, то тогда происходит увеличение их взаимной симпатии.
-
Второе направление составляют теории единых гендерных различий.
Согласно данным теориям, действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием невыраженных теорий, которые имеются у людей.
-
Третье направление представляют классические концепции лидерства. Сюда относятся:
- Ситуационно-должностной подход который был разработан Р. Хауз, Дж. Хант. Они на первое место ставят положение человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол;
- Вероятностная модель лидерства, которая была разработана Ф. Фидлером. Ее суть состоит в том, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности только тогда, когда будут применять различный лидерский стиль;
- Целевая теория Р. Хауза. Ее суть состоит в том, что директивный лидерский стиль будет являться полезным только в условиях неструктурированной задачи.
-
Четвертое направление составляют собственно гендерные теории лидерства, к которым относятся:
- Концепция «гендерного потока», разработанная Барбарой Гутек. Ее суть состоит в том, что восприятие лидера, в первую очередь зависит от пола;
- Теория гендерного отбора лидеров. Была разработана Дж. Боумэном и С. Суттоном. Согласно ей, люди вообще в целом, и в организациях в частности предъявляют самые различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам являются намного выше;
- Концепция токенизма, разработанная Р. Кэнтер. Согласно ей, на групповую динамику огромное влияние оказывает ее состав;
- Статусная теория. Была разработана Дж. Бергером. Ее суть заключается в том, что в обществе мужчина и женщина не являются равными. Мужчины имеют более высокий статус чем женщины.
-
К пятому направлению относятся те работы, в которых отсутствует общая теоретическая основа. Здесь основные причины гендерных несоответствий лидерства заключаются в половой дискриминации.