Понятие управления знаниями
Управление знаниями – перевод английского термина «knowledge management». Понятие управления знаниями получило наиболее широкое распространение в научной среде, несмотря на недовольство некоторых специалистов. Недовольство специалистов в области управления данным термином объясняется тем, что оно недостаточно полно отражает сущность этого организационного явления.
В качестве альтернативных названий управления знаниями иногда используются «распределение знаний» (knowledge sharing), «фокусирование знаний» (knowledge focus) или «создание знаний» (knowledge creating).
Знания в организации представляют собой управляемый объект, обладающий существенной спецификой, именно поэтому связанные с ними операции и процессы не описываются полностью термином «управления». Организация занимается созданием знаний, их распределением, обработкой и другой информационной деятельностью. Такие процессы могут рассматриваться в качестве вспомогательных производственных процессов, сырьем для которых выступают знания.
За организацию операций со знаниями несет ответственность менеджмент компании. Под управлением знаниями подразумевается создание системы оперирования знаниями внутри компании, которая включает в себя инструменты, методы, процедуры и процессы их приобретения, распространения, хранения, использования, создания и т.д.
Цели и задачи управления знаниями
Целью управления организационными знаниями является создание условий для эффективного использования знаний в процессе выполнения задач компании.
Необходимость управления знаниями в организации обусловлена возрастающей важностью интеллектуального капитала как актива организации и проблемой эффективного использования получаемой и создаваемой компанией информации. Знания, приобретаемые специалистами компании, являются ее конкурентным преимуществом, которое является устойчивым и трудно поддается копированию со стороны соперников в конкурентной борьбе. При этом знания должны использоваться, обновляться и множиться, иначе они теряют свою ценность. Распространение знаний и их практическое применение, напротив, способствует появлению новых знаний, их капитализации.
Управление знаниями рассматривается как современная управленческая функция, в рамках которой решается ряд задач:
- Приобретение или формирование знаний – организация может и должна непрерывно создавать, находить, приобретать и формализовать знания;
- Усвоение знаний – приобретенные организацией знания следует интегрировать в ее системы;
- Хранение знаний – организация должна обладать возможностями сохранять знания и обеспечивать их безопасность;
- Передача знаний – организация должна создать систему трансляции знаний, обмена знаниями между сотрудниками;
- Применение знаний – организация должна применять имеющиеся у нее знания в операционной и стратегической деятельности.
Элементы управления знаниями
- Миссия и цели организации – философия деятельности организации может оказывать влияние на задачи и методы управления ее знаниями;
- Сфера деятельности организации – отрасль, в которой компания осуществляет свою деятельность, определяет специфику необходимых для нее знаний, ключевые области знаний;
- Знания организации – информация, принадлежащая организации, формализованная и неформализованная, определяет особенности используемых методов и способов управления;
- Руководство компании и команда специалистов по управлению знаниями – лица, принимающие и реализующие решения по вопросам управления знаниями, в первую очередь заинтересованы в эффективности данного процесса;
- Сотрудники и мотивация – сотрудники компании являются носителями и пользователями информации, поэтому их личностные и мотивационные характеристики во многом определяют эффективность работы системы управления знаниями в компании.