Понятие внеоборотных активов
Управление внеоборотными активами предприятия – это процесс принятия и реализации решений относительно распоряжения активами, срок погашения или использования которых превышает один год.
Активы предприятия представлены двумя категориями:
- оборотные активы,
- внеоборотные активы.
Соответственно, такие же разделы включены в бухгалтерский баланс (активы баланса).
В составе внеоборотных активов выделяются:
- нематериальные активы – например, это товарные знаки: то, что нельзя пощупать, но что имеет ценность, способно приносить прибыль и может быть зарегистрировано в виде прав,
- результаты разработок и исследований – конкретный набор зависит от сферы, в которой ведет деятельность компания. В целом это различные рецепты, методики, технологии,
- основные средства – здания, строения, сооружения, оборудование, станки и т.д., используемые предприятием,
- доходные вложения в различные материальные ценности,
- длительные финансовые вложения (по которым предполагается возврат не менее чем через год). Здесь важно понимать, что отсчет ведется с момента вложения. Так, если до возврата осталось полгода, изначально долгосрочное вложение не переквалифицируется в краткосрочное и не становится оборотным активом,
- отложенные налоговые активы – возникают из-за расхождения в правилах бухгалтерского и налогового учета,
- прочие активы, которые могут быть отнесены к внеоборотным.
В то же время необходимо понимать, что срок использования – это не единственный однозначный критерий отнесения активов к оборотным или внеоборотным. Например, если предприятие имеет дебиторскую задолженность, срок погашения по которой установлен через 2 года, оно может отнести такой актив к внеоборотным. Но если ликвидность задолженности высока (предприятие может ее без потерь продать в любой момент), вполне допустимо отнести ее к категории оборотных активов.
Смысл отличия внеоборотных и оборотных активов состоит в том, что к внеоборотным относятся средства труда (оборудование, станки), которые расходуются не одномоментно, в пределах одного производственного цикла (оборота), а на протяжении нескольких циклов, в течение длительного периода. То же самое касается и обязательств: например, дебиторская задолженность относится к оборотным активам, потому что по смыслу должна погашаться за один финансовый цикл, а долгосрочные вложения – по этой же логике – относятся к внеоборотным активам.
Соотношение между объемами оборотных и внеоборотных активов определяется характером производства. Так, в сферах, для которых характерна фондоемкость (к примеру, телекоммуникации) предприятия имеют большую долю внеоборотных активов, а в сферах с высокой материалоемкостью или товароемкостью – малую.
Внеоборотные активы характеризуются меньшей ликвидностью, чем оборотные. Они предполагают осуществление долгосрочных инвестиций, поэтому предпочтительным источником финансирования выступает собственный капитал (либо долгосрочные займы, изначально планируемые на эту цель). Чем более фондоемким является производств, тем выше требования к доле собственного капитала (по сравнению с заемным).
Специфика управления внеоборотными активами
Чтобы эффективно управлять внеоборотными активами, предприятие должно разработать и последовательно реализовать политику управления ими. Обычно ключевая роль отводится управлению основными средствами. При этом главная цель – обеспечить необходимый для ведения деятельности объем и оптимизировать структуру основных средств, выбрать лучшие формы и методы обновления оборудования, спланировать продуктивное использование основных средств.
Общую цель управления основными средствами можно разделить на следующие подцели:
- количественно и качественно оценить состояние основных фондов,
- выявить возможные резервы по совершенствованию использования основных фондов,
- оценить эффективность вариантов развития и изменения объектов основных фондов,
- выявить отклонения, узкие места, определить пути устранения ошибок.
Особенности управления внеоборотными активами обусловлены спецификой стоимостного кругооборота. Для внеоборотных активов принято выделять три основные стадии этого кругооборота:
- первая стадия – перенос части стоимости имеющихся у предприятия внеоборотных операционных активов на готовую продукцию в процессе использования. Этот процесс происходит на протяжении множества операционных циклов, пока отдельные виды активов не будут полностью изношены,
- вторая стадия – накопление износа активов в виде амортизационных фондов, которое производится при реализации продукции,
- третья стадия – использование средств из амортизационного фонда наряду с другими источниками собственных финансовых ресурсов для приобретение новых (инвестирование) или восстановление имеющихся (капитальный и текущий ремонт) активов.
Финансовый менеджмент в сфере управления внеоборотными активами реализуется для того, чтобы обеспечить своевременность их обновления, а также повысить эффективность использования. Требуется принимать во внимание, что отдельные виды внеоборотных активов имеют собственную специфику – в частности, выражающуюся в делении их на активные и пассивные.
Процесс управления внеоборотными активами может быть представлен рядом этапов:
- проанализировать внеоборотные активы компании за предшествующий период,
- оптимизировать состав и стоимость внеоборотных активов,
- определить методологию начисления амортизации,
- определить потребность в обновлении активов,
- разработать план или программу мероприятий, позволяющих повысить эффективность использования внеоборотных активов,
- выбрать источники и формы финансирования обновления активов.
Таким образом, с учетом этапов управления и специфики внеоборотных активов, организации могут выявлять резервы для совершенствования использования активов, а также обеспечить предпочтительные темпы обновления и воспроизводства активов.