Общая характеристика управления социальными процессами в организации
Управление социальными процессами в организации – это целенаправленная деятельность, ориентированная на повышение эффективности протекания социальных процессов.
Если в организации налажено эффективное функционирование механизма управления социальными процессами, то должна быть возможность осуществлять целенаправленное воздействие на ее социальные подсистемы для того, чтобы добиться качественно более высокого состояния компании в целом, которое даст возможность реализовать стратегическое управление и осуществить инновации.
В структуре механизма управления социальными процессами выделяют следующие элементы:
- постановка организационных социальных целей, в том числе построение прогнозов по социальным последствиям, изучение альтернативных вариантов стратегии и достижение целей, имеющих научно-технический и производственно-коммерческий характер,
- разработка системы критериев и параметров, которые позволяют количественно оценивать факторы производства и измерять меру достижения той или иной цели,
- построение плана социального развития компании как деятельность, связанная с определением способов и путей достижения заданных целей, осуществлением мероприятий для достижения желаемых результатов и выявлением требующихся ресурсов, исполнителей и сроков,
- организация и проведение плановых мероприятий,
- контроль за действиями исполнителей,
- анализ изменений, происходящих в социальных производственных факторах,
- выработка предложений и исправление методики постановки целей, планирования и прогнозирования социального развития компании с учетом того, насколько выполняется план и как по факту развивается социальная подсистема.
Характеристика элементов управления социальными процессами
При формулировании целей социального развития нужно брать за основу:
- прогнозы по состоянию организационной социальной подсистемы (в том числе, общую численность работников компании),
- размеры социальных и производственно-функциональных групп,
- ценностные ориентации и потребности сотрудников,
- творческий потенциал коллектива организации,
- отношение к работе и характеристики трудовой мотивации сотрудников,
- динамика изменений как производственной, так и внепроизводственной социальной инфраструктуры.
Чтобы получить социальные прогнозы, исследователи применяют методы тенденций, анализа, нормативный метод и экспертную оценку. В основе социальных прогнозов лежит проведение анализа ожидаемой динамики экономических показателей, характера выпускаемой продукции, применяемых технологий и состояния трудовых функций и рабочих мест. Все это закладывает фундамент для концепции управления социальными процессами, формирует системный подход к целям и средствам управленческих воздействий на основные социальные процессы, происходящие в компании. Управление невозможно без понимания характера и сущности взаимосвязей между социальными процессами и основной деятельностью компании, а также протекающими в обществе процессами социального плана.
Стратегией управления социальными процессами называют совокупность мер воздействия, направленных на социальные процессы в компании и носящих долгосрочный характер.
Стратегические мероприятия разрабатываются на основе концептуальных положений и стратегических целей фирмы. На основе стратегии управления социальными процессами определяется тактика, т.е. способы решения текущих задач, стоящих перед ответственными за социальное развитие сотрудниками.
В процессе достижения организационных социальных целей проводится разработка и реализация планов социального развития предприятия. За счет планирования и прогнозирования социального развития обеспечивается управление происходящими в компании социальными изменениями.
Под планированием понимают определение и уточнение состава показателей, которые характеризуют состояние социальных подсистем предприятия, исходя из данных социального прогнозирования и динамического анализа показателей за предшествующие периоды.
В качестве необходимого элемента социального развития компании выступает определение видов и объемов нужных для воплощения плана ресурсов, а также состава исполнителей и сроков реализации. Оно базируется на анализе фактических значений основных показателей, а также ресурсного потенциала.
Кроме разработки планов социального развития, в управлении социальными процессами используют программы социального развития. План отличается от программы тем, что в плане уделяется внимание всем или большинству аспектов организационной социальной жизни. План составляется с определенной периодичностью. У программы же четко выражен целевой характер, она ассоциирована с особыми обстоятельствами или новыми явлениями, служит для выделения социальных приоритетов.
За счет программно-целевого подхода удается концентрировать усилия управленческих субъектов на решении одной или нескольких важнейших для организации социальных проблем. В некоторых случаях программы выступают как составная часть плана социального развития компании.
Ответственность за управление реализацией социально-целевых программ, как правило, возлагается на службу управления персоналом или иную специализированную службу, в зоне компетенций которой находятся бытовое устройство и социальные услуги сотрудникам.
План социального развития ложится в основу коллективных договоров. На состав базовых разделов этого плана влияет строение организационной социальной подсистемы. Конкретные особенности компании и ее концепция управления определяют применяемые при составлении плана подходы и методы.
В основе системно-аналитического метода лежит понимание состояния социальной подсистемы компании как части общественной социальной системы с одной стороны и части организации, с другой стороны.