Современное управление проектами в образовательной организации
Управление проектами в образовательной организации – это деятельность по решению поставленных задач в образовательном учреждении посредством имеющихся ресурсов: времени, капитала, человеческих ресурсов.
Современный этап развития образовательной деятельности включает инновационную деятельность. Разрабатываются и внедряются педагогические технологии, формируются различные компетенции, повышается квалификация педагогов в образовательном учреждении. Без понимания четкой структуры проектного менеджмента очень сложно реализовать новые проекты. Поэтому перед руководящим составом стоит нелегкая задача по внедрению и реализации инновационных проектов.
На сегодняшний день для образовательных учреждений стало актуально включать в проектную деятельность не только педагогов, но и учащихся с их родителями. Это породило множество проблем в управлении инновационными проектами в образовательных учреждениях.
Внедрение инноваций в образовательных организациях дало толчок к формированию нового типа менеджмента – управления инновационными проектами.
Само понятие «инновационный проект» используется в нескольких аспектах:
- деятельность, направленная на осуществление комплекса мероприятий по достижению поставленных целей,
- организационно-правовая деятельность и система расчетно-финансовых документов,
- осуществление инновационной деятельности.
Данные аспекты показывают, насколько значимо использование инновационного проекта.
Инновационная деятельность представляет собой сложную систему, в которой ресурсы, сроки и исполнители направлены на достижение поставленных целей по приоритетным направлениям.
Уровень значимости инновационного проекта
Значимость инновационного проекта зависит от его сложности, длительности, состава исполнителей, масштаба и характера. Если рассматривать инновационный проект с точки зрения уровня значимости, то можно выделить следующие инновационные проекты:
- модернизационный,
- новаторский,
- опережающий.
Модернизационный проект подразумевает, что конечный продукт остается неизменен, но при этом повышается его эффективность.
Новаторский проект подразумевает создание нового продукта, который существенно отличается от предыдущего.
Опережающий проек подразумевает, что ранее продукт не существовал, другими словами, продукту свойственны ранее не используемые функции.
Согласно данным Комитета образования Санкт-Петербурга, в основном реализуемые в образовательной среде проекты носят модернизационный характер, и только 5% из них являются опережающими.
При создании нового инновационного проекта существенную роль играет команда. При этом совокупность этапов образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл подразделяется на несколько этапов:
- начальная стадия,
- стадия реализации,
- стадия завершения.
Для каждой стадии характерны свои задачи и цели, которые распределяются между членами группы.
Начальная стадия подразумевает под собой предварительное исследование и планирование будущего проекта. Именно на этой стадии проводится анализ и прогноз условий для удачного старта проекта.
На этапе разработки планируются проектные работы, формируется задание на разработку, проект согласовывают и утверждают.
Третий этап (реализация) включает в себя мониторинг и контроль плана проекта. Самым важным моментом в данном этапе является анализ результата. Именно после анализа может идти речь о закрытии проекта.
Для общеобразовательного учреждения жизненный цикл проекта немного отличается от вышеперечисленных этапов, но в целом похож.
На первом этапе руководство образовательного учреждения принимает решение об использовании проектного менеджмента. После этого разрабатывается концепция проекта с привлечением максимального количества сотрудников учебного заведения. Третий этап подразумевает реализацию разработок в пилотном проекте. И завершающий этап – оценка результатов пилотного проекта.
Проектный менеджмент позволяет образовательной организации повысить конкурентоспособность за счет оптимизации ее деятельности, формирования ролевого восприятия, использования инновационных инструментов и эффективных методов при контроле работ. Проектный менеджмент достаточно эффективен.
Классификация проектов в образовательной среде
В одном учебном заведении может существовать несколько проектов. Как правило, они находятся на разных стадиях своего развития. Это обусловлено современной реальностью, когда образовательная организация сталкивается с множеством инновационных проектов,, которые классифицируются по своему составу и структуре на:
- монопроект,
- мультипроект,
- мегапроект.
Монопроект подразумевает отдельный масштабный проект. Мультипроект состоит из нескольких мононопроектов и требует мультипроектного управления. Мегапроект затрагивает региональное развитие и включает множество моно- и мультипроектов. Например, подготовка учебной литературы, подготовка к дистанционному обучению и т.д. При этом структура образовательного учреждения может быть разнообразной, например, иметь комбинированную, линейно‐матричную структуру. Педагогический совет в данной структуре является головной организацией. При этом походе к реализации инновационного проекта задействовано в инновационной деятельности больше половины педагогов. Очень важно не только вовлекать в процесс людей, но и оценивать полученные результаты их деятельности и позиционировать их работу как командное управление.
Проектный менеджмент дает положительные результаты в образовательной среде. При этом педагоги повышают свой уровень профессионализма. Ф.Бекон утверждал, что новое не может быть безобидным, потому что убивает старое. Однако изучение и внедрение проектного менеджмента позволяет уменьшать будущие риски при освоении новых проектов.