Состав команды проекта
Управление командой проекта – это деятельность, связанная с принятием и реализацией решений, регулирующих работу связанных с проектом людей.
Формирование команды и последующее управление ею – важный и сложный процесс в рамках проект-менеджмента. Ключевыми моментами при этом выступают понятия личной и командной эффективности. Сложности создания команды связаны с тем, что совершенные на этапе отбора ошибки в последующем приводят к проблемам и потерям при реализации проекта, текучести кадров, возникновению деструктивного психологического климата в коллективе, низкой дисциплине и эффективности. Команда проекта представляет собой инструмент, с помощью которого можно управлять проектом, добиваться достижения его целей. Поэтому нужно избегать любых дисфункций в работе команды.
Чтобы осуществить проектные работы нужна эффективная и слаженная команда, а также другие участники проекта – физические или юридические лица, вовлекаемые в реализацию задумки или затрагиваемые в ходе выполнения работ.
По вовлеченности все участники проекта делятся на три группы:
- основная команда, в которую входят организации и специалисты, напрямую задействованные в проектной реализации и осуществляющие между собой активное взаимодействие,
- расширенная команда, к которой относятся организации и специалисты, осуществляющие содействие основной команде в ходе реализации проекта (без прямого задействования в работе),
- заинтересованные лица – организации или люди, которые могут влиять на действия членов расширенной или основной команды и ход реализации проекта, но не вступают в прямое сотрудничество с членами команд.
Участники проекта обеспечивают процесс воплощения замыслов и идей в жизнь. К участникам проекта относятся:
- заказчик – лицо, которое заинтересовано в реализации проекта и достижении его целей. Именно он определяет, какие требования предъявляются к результатам проекта, осуществляет финансирование работ, заключает договора с исполнителями. Кроме того, заказчик оценивает промежуточные результаты проведенных и проводимых работ,
- инициатор – лицо, которое выявляет потребность в проекте и вносит предложение инициировать его,
- куратор – лицо, которое курирует проект от лица организации, обеспечивает контроль и поддержку выполнения задач. Куратор ответственен за то, чтобы в процессе реализации проекта были достигнуты основные цели,
- инвестор – лицо, которое вносит денежные средства,
- контрактор – лицо, которое взаимодействует с заказчиком и отвечает за выполнение всех работ в рамках заключенного контракта,
- субконтрактор – лицо, которое взаимодействует с контрактором (или субконтрактором, находящимся выше его по иерархии) и отвечает за выполнение какого-то сегмента работ в рамках контракта,
- поставщики-субконтракторы – лица, которые поставляют материалы, оборудование, транспорт и т.д.,
- органы власти – сторона, которая отвечает за инициацию и поддержку требований экологического, социального и иного характера в связи с осуществлением работ по проекту,
- конечные потребители – это лица, которые приобретают или используют результаты реализации проекта, устанавливают требования к конечной продукции и формируют спрос на нее.
Типы управления командой проекта
В зависимости от формы принятия и способа реализации управленческих решений определяются типы управления командами проектов. В каждой группе складывается собственная уникальная организационная культура, а значит, ей должны соответствовать формы и принципы управления. Между типами культуры и типами управления существует взаимосвязь. Перечислим базовые варианты:
- принятие руководителем решений единолично и безапелляционно. Это авторитарный стиль управления, который мало подходит для осуществления проектной формы деятельности. Он уместен для проектов, на которых задействованы неограниченные людские ресурсы с невысоким профессиональным уровнем,
- принятие решений на основе рыночных законов. Этот вариант характерен для предпринимательского типа организационной культуры. Персонал мотивируют денежным вознаграждением. Эта форма хорошо себя показывает в проектах, связанных с внедрением новой продукции на рынок – когда от участников требуется конкурентный и достиженческий настрой,
- принятие решений по бюрократической схеме. В этой системе высока сила регламентов, приказов и взысканий. Слабо подходит для проектной деятельности, но может применяться, если речь идет о внедрении систем бюджетного управления или описании бизнес-процессов,
- демократическая форма управления и партиципативная организационная культура – самый распространенный вариант в управлении командой проекта. В этом случае команду рассматривают как профессиональное сообщество, ориентированное на достижение результата. При этом у каждого члена сообщества есть цель достичь собственного профессионального развития. Регулятором выступают разработанные совместно правила,
- диалоговая форма управления – это сравнительно новая модель. В ней предполагается распределение управленческих функций между несколькими субъектами управления. Применение данного стиля оправданно при высокой активности и равноправии субъектов. Знания участников – главный управленческий фактор.
В целом практика показывает, что команды работают эффективнее, чем традиционные управленческие структуры компаний. В рамках отдельно взятой проектной команды складывается лучшая морально-нравственная атмосфера, достигается более высокая производительность (по сравнению с подобным по составу функциональным подразделением). Команда отличается большей гибкостью и адаптивностью, способностью оперативно реагировать на события внешней среды. Фактором этого выступает особая лидерская позиция менеджера проекта. Лидерство может быть рассмотрено как процесс достижения значимых результатов при действии с уважением, заботой и честностью ради благополучия всех участников.