Управление как один из видов человеческой деятельности
Управление — это целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемую систему, оказываемое для обеспечения требуемого её поведения либо изменения каких-либо её характеристик.
Чтобы деятельность в компании была четко структурирована, а продукция своевременно реализована, необходима координация задач предприятия, поэтому управление им является существенной и значимой деятельностью. Без управления процессы не будут координироваться, а значит система не будет выполнять свои функции максимально эффективно и слаженно.
Еще в античные времена философы предполагали, что причиной бедственного положения общества и того, что оно начало рушиться, является отсутствие управления. В дальнейшем управление стало частью исследовательской практики, социологами изучались подходы к анализу понятия, выделялись функции и механизмы управления в различных сферах. Затем английском словаре появилось слово "менеджмент", которое сперва относилось к сфере животного мира. Но позднее термин менеджмент начали трактовать иначе, он приобрел понятийный аппарат и стал обозначать отрасль научно-практической деятельности, которая рассматривала управление в человеческом обществе и организациях. По сути, и менеджмент, и понятие управления являются синонимами.
В современной теории под менеджментом принято понимать процесс руководства отдельными сотрудниками, группой работников и организацией в целом. Субъект менеджерской деятельности - непосредственно менеджер, а объектами являются сотрудники, группы и целые организации.
Управление - это интегрированный процесс, включающий следующие действия менеджера:
- планирование;
- организация;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Выполнение действий менеджера требуется для достижения поставленных в организации целей. Эксперты выстраивают управленческие стратегии, исполняют обязанности относительно управления крупными и расширенными группами. При этом управление предполагает стиль: авторитарный, тоталитарный, демократический. Менеджер подбирает стиль управления, опираясь на личные качества и положение, сложившееся в коллективе в данный момент. Управление является видом деятельности, направленным на достижение поставленных целей. Менеджмент задает движения форме, которой управляет. Поэтому от управленческой деятельности зависит формирование миссии компании, установка целей и организация ресурсов для получения результатов. Управление приводит к тому, что работа фирмы выстраивается особым образом, производство ориентируется на создание товаров и услуг, которые удовлетворять потребности целевой аудитории.
Функции управления
Управление - специфический процесс. Специфика определяется следующими показателями;
- предметом труда сотрудников;
- средствами труда;
- объектом труда;
- продуктом труда;
- результатами труда.
Отсюда следует, что управление - это единый процесс, который представлен в лице управленческих работников или крупных органов. Цель взаимодействия состоит в выработке управляющего воздействия на объект управления и, соответственно, на поиск эффективных форм деятельности с целью производства востребованных товаров и услуг. В управлении центральное место занимает менеджер - руководитель и профессиональный управляющий в одном лице. Менеджер занимает постоянную должность и наделен рядом полномочий. Часть обязанностей менеджеры часто делегируют людям, которым доверяют, и которые также способны быть исполнительными и выстраивать деятельность вокруг поставленной цели. Процесс управления структурирован и включает следующее: объект и субъект управления, управляющее воздействие, выражающееся в форме управленческого решения.
Как процесс, управление осуществляется в нескольких формах и выражается через функции управления.
Функции – это формы достижения поставленных целей, определяемые тактикой и стратегией, особенностями компании и выбранным управленцем стилем.
Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды. Напрямую на объект (управляемый объект) влияют три взаимосвязанные функции:
- планирование;
- организация;
- мотивация.
Функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями. В реальном экономическом процессе функции проявляются в функциях органов управления. Поэтому в менеджерской деятельности функции управления - это виды труда, а само управление - совокупность видов труда. Исследование функций с научно-практической точки зрения приобрело главное значение. В большей степени через функции отражается структура органов управления. Классификация функций предполагает наличие групп. Первая группа - это обязательные функции управления, необходимые для успешной деятельности внутри организации. К первой группе функций относится планирование и организация, мотивация и контроль. Вторая группа - конкретные функции (специфические функции). Специфические функции определяются объектом управления, и на предприятии выражены через следующее: планирование и маркетинг, предпринимательство и использование ресурсов, организация групп сотрудников и деятельности работников.
Со структурной точки зрения функции отвечают на ряд вопросов, в частности, как связаны между собой действия? В управленческой практике менеджерские позиции занимает не один менеджер, а группа экспертов. Согласовывая друг с другом действия, менеджеры предлагают на выбор ряд предложений для управления организацией, выделяют принципы управленческой деятельности, высказывают предположения относительно необходимого варианта развития производства. В связи с этим функции также могут незначительно, но разделяться между несколькими менеджерами. Один отвечает за планирование, второй - за аналитическую деятельность, третий разрабатывает предложения относительно стратегии предприятия. Некоторые менеджеры выполняют одновременно ряд функций, но это часто влияет на качество исполнения ими своих обязанностей. Поэтому в компании руководитель возлагает основную часть полномочий на себя, а часть полномочий делегирует подчиненным.