Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление качеством проекта

Понятие качества проекта

Определение 1

Качество проекта – это совокупность характеристик проекта, отражающая его способность к удовлетворению установленных или предполагаемых потребностей.

Приведенное определение базируется на общем определении качества, принятом в менеджменте.

Определение 2

Под качеством понимают степень соответствия характеристик предмета, процесса или явления предъявляемым требованиям.

Само понятие требований является достаточно обширным. Во-первых, требования могут предъявлять различные субъекты, для которых важны разные характеристики. В некоторых случаях требования могут быть прямо противоположными. Например, при выборе квартиры для пожилого человека предпочтительны первые этажи (особенно в домах без лифта), а молодой любитель красивых видов сочтет такое расположение недостатком. Во-вторых, требования могут быть выражены в разной форме:

  • быть общеизвестными,
  • быть определенными документально,
  • являться общепринятыми.

Применительно к проектам критерии оценки качества в существенной степени зависят от стоящих целей и задач и должны определяться через меру их достижения (решения). В управлении качеством проекта можно выделить два содержательных аспекта:

  • качество проекта, не связанное с его предметной областью,
  • качество проекта, обусловленное его предметной областью.

Ключевой точкой при управлении качеством проекта выступает трансформация желаний, ожиданий и потребностей пользователей в требования. Этот процесс осуществляется при анализе участников на стадии планирования содержания проекта.

Предъявляемые потребителями требования и соответствие им объекта, управление качеством которого осуществляется, выступает предметом стандартизации. Общие требования к системе менеджмента качества (или управления качеством, как ее иногда называют) закреплены в стандартах серии ISO 9000. Эти стандарты могут применяться любой организацией, стремящейся стабильно выпускать продукцию, соответствующую требованиям нормативных документов, повышающую удовлетворенность потребителя. В основе стандарта лежит три идеи:

«Управление качеством проекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • постоянное улучшение – все основные процессы должны поддаваться измерению, чтобы уровень их развития можно было сравнивать и устанавливать целевые показатели, отражающие улучшение,
  • ориентация на потребителей – базой для определения качества является степень удовлетворенности потребителей, поэтому важное место в стандарте отводится вопросам взаимодействия между организацией и потребителем,
  • процессный подход – в эффективно работающей организации должны быть регламентированные процессы, качество которых определяет качество конечного продукта. Эти процессы должны быть стабильными, установленными, т.е. надежно воспроизводимыми, а не случайными. Кроме того, процессы должны быть определены, т.е. документированы. Важно понимать, что сертификация не включает оценку «правильности» процессов, осуществляемых данной организацией. Аудиторы не проверяют, например, востребованность продукции на рынке. Полученный сертификат подтверждает лишь то, что фактические действия организации соответствуют ее обещаниям.

Рассмотренные выше принципы, лежащие в основе стандартизации ISO, отвечают идеологии проектного менеджмента. Поэтому можно сделать вывод о тесной связи между управлением проектами и управлением качеством.

Процесс управления качеством проекта

Философию управления проектами, признанную во всем мире, сформировал Project Management Institute (PMI).

Определение 3

Project Management Institute (PMI) – некоммерческая организация, действующая в сфере управления проектами. PMI пропагандирует единые мировые стандарты управления проектами и осуществляет сертификацию специалистов, работающих в этой области.

В соответствии с методологией PMI (также называемой «американская методология» - в отличие от «европейской методологии», разработанной швейцарской Международной Ассоциацией Управления Проектами (IPMA)) – управление проектами должно производиться на основе совокупности стандартных процессов. В стандарте PMBOK (Project Management Base of Knowledge) выделяют четыре группы таких процессов:

  • процессы, обеспечивающие планирование проекта. К ним относятся планирование содержания проекта, необходимых ресурсов, контрактов и закупок, коммуникаций, рисков, составление списка работ и операций,
  • процессы, связанные непосредственно с реализацией проекта – управление командой проекта, коммуникациями и информированием в ходе реализации, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, обеспечение качества,
  • процессы, обеспечивающие мониторинг и управление – мониторинг расписания, управление изменениями, управление содержанием, расходами, рисками, ведение отчетности, контроль качества,
  • завершающие процессы – закрытие контрактов и проекта в целом, передача ответственности, сдача продукции.

Применительно к качеству проекта можно выделить следующие управленческие воздействия:

  • планирование качества. На этой стадии определяются требования или стандарты, касающиеся качества проекта, а также документирование, связанное с методами подтверждения соответствия установленным требованиям и стандартам. В результате планирования готовится план управления качеством, содержащий цели и критерии обеспечения качества, методы достижения этих целей, а также описание превентивных мер, направленных на обеспечение качества,
  • обеспечение качества. Этот процесс предполагает проверку соблюдения требований к качеству. В ходе осуществления обеспечения качества предпринимаются систематические действия, направленные на достижение уверенности в соответствии проекта предъявляемым требованиям,
  • контроль качества. Этот процесс позволяет удостовериться в исполнении требований, а также разработать рекомендации по желательным или необходимым изменениям.
Дата написания статьи: 15.07.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot