Понятие управления качеством продукции на предприятии
Управление качеством продукции на предприятии – это действия, осуществляемые при создании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Управление качеством тесно связано с менеджментом качества. Эти области деятельности дополняют друг друга, формируя систему качества на предприятии, однако между ними есть отличия.
Под управлением качеством понимают оперативную деятельность, которую осуществляет руководство и персонал предприятия путем воздействия на процесс создания продукции для того, чтобы обеспечить ее качество через реализацию функций:
- планирования,
- контроля качества,
- информации (коммуникации),
- разработки и внедрения связанных с качеством мероприятий,
- принятия решений в сфере качества.
Менеджмент качества имеет характер общего управления качеством.
Менеджмент качества – это аспект комплексного управления предприятием, который осуществляет высшее руководство путем:
- обеспечения ресурсами (в частности, человеческими),
- организации работы в сфере качества,
- взаимодействия с внешней средой,
- определения политики и планов в области качества,
- принятия стратегических и значимых оперативных решений.
Таким образом, управление качеством может быть рассмотрено как часть менеджмента качества, включающая методы и виды оперативной деятельности, а менеджмент качества образован такими компонентами, как разработка целей и политики в сфере качества, его планирование, управление качеством, обеспечение и повышение качества.
В составе оперативного управления качеством в масштабах компании можно выделить следующие направления деятельности:
- планирование работ,
- принятие решений оперативного уровня,
- контроль качества,
- обеспечение информацией,
- проектирование и внедрение мероприятий.
История управления качеством продукции на предприятии
Чтобы сложиться в современном виде, управление качеством как практическая деятельность и область научного знания прошло длительный путь.
До начала XX века управление качеством ограничивалось выполнением набора контрольных и обеспечивающих мероприятий, встроенных в общие процессы управления предприятиями. При этом распространены были стандартизация и унификация деталей, приемов и инструментов труда. Для материалов применялся входной контроль, в процессе изготовления – операционный контроль, а для готовой продукции – различные виды испытаний (зависящие от характера продукции).
По мере того, как конкуренция обострялась, а выпускаемая продукция усложнялась, управление качеством стало основой конкурентоспособности. Как следствие, произошел переход от отдельных мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, к целостному системному подходу.
Существенным шагом стало появление методов статистического контроля, развитие которых заложил сотрудник компании «Белл» Уолтер Шухарт. Он в 1930-х ввел использование контрольных карт. Позже появились другие инструменты статистического контроля, наибольшее распространение среди которых получили:
- диаграмма Парето (позволяющая определить величину потерь, обусловленную различными дефектами),
- причинно-следственная диаграмма,
- контрольные карты,
- гистограммы,
- метод расслоения,
- графики,
- диаграмма разброса.
В 1950-х управление качеством стало активно внедряться в японских фирмах. В 1960-х статистический контроль качества вышел за пределы собственно производственного процесса и охватил другие аспекты функционирования компаний, превратившись в тотальных контроль качества на уровне предприятия. Он предусматривал участие всех сотрудников, подготовку кадров, работу «кружков качества» и использование методов математической статистики. Хотя родиной идеи стало США, развитие и совершенствование она получила в Японии.
Результатом обобщения европейского, американского и японского опыта в сфере управления качеством, учета возрастающего числа влияющих на качество факторов стало появление систем качества, входящих в систему общего управления предприятием. Их стандартизация воплотилась в международных стандартах ИСО серии 9000.
В СССР тоже шло развитие систем качества, в том числе комплексных систем управления качеством продукции. При этом под управлением качеством понимали скоординированное воздействие персонала и руководителей всех уровней на все этапы создания продукции с учетом всех факторов, оказывающих существенное влияние на качество. В частности, в 1950-е была создана Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП). Эта система использовала показатель доли сдачи с первого предъявления продукции контролеру отдела контроля качества. В зависимости от этого процента определялось моральное и материальное поощрение работников. Позже эта система трансформировалась в систему бездефектного труда (СБТ), дополненную показателями ритмичности и культуры производства. На предприятиях Горьковской области внедрялась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), на Ярославском моторном заводе – НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса). В 1970-е на предприятиях Львовской области все эти системы были интегрированы в комплексную систему управления качеством продукции (КС УКП).
Внедрение КС УКП на советских предприятиях осуществлялось в директивном порядке в рамках пятилетки качества. Лучшие изделия обозначались знаком качества. К 1987 году на многих предприятиях страны внедрили государственную приемку продукцию – форму вневедомственного контроля качества. Благодаря КС УКП разрозненные элементы систем управления качеством собирались воедино, улучшалось документальное оформление систем качества. Это позволило в будущем довести системы качества до близких по сути требований международных стандартов ИСО серии 9000.