Бизнес-процесс - это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых с целью создания потребительской ценности путем трансформации ресурсов в продукцию для удовлетворения потребностей клиентов.
Характеристика бизнес-процессов организации
Основу современной экономики составляет бизнес, т. е. целенаправленная деятельность по извлечению прибыли в результате производства и реализации продукции. Бизнесом занимаются коммерческие организации, функционирование которых состоит из множества бизнес-процессов. Ими называют совокупности последовательных взаимосвязанных операций, которые способствуют трансформации ресурсов в продукцию, чье потребление способно удовлетворить потребности клиентов.
Все множество бизнес-процессов обычно подразделяют на три крупные группы:
- Основные процессы (планирование, разработка, закупки, организация, производство, реализация, логистика, сервисное обслуживание, маркетинг).
- Обслуживающие процессы (документирование, связь, транспорт, информационное обслуживание, работа с персоналом, топливно-энергетическое снабжение, ремонт, монтаж и наладка оборудования и т.д.).
- Процессы контроля конкурентоспособности и качества производственных процессов, изготавливаемых товаров, процессов исполнения трудовых функций и обязанностей персоналом.
Обеспечение требований к уровню качества бизнес-процессов является одним из условий эффективного и скоординированного управления качеством товаров. Управляя качеством бизнес-процессов, нужно соблюдать все современные управленческие и организационные принципы.
Принципы управления качеством бизнес-процессов организации
Основные управленческие и организационные принципы управления качеством бизнес-процессов организации представлены следующими положениями:
- целеполагание;
- планирование;
- организация;
- контроль, анализ и улучшение;
- учет и документирование.
Управление качеством бизнес-процессов в соответствии с принципом целеполагания нацелено, прежде всего, на максимальное удовлетворение известных или предполагаемых запросов потребителей. При этом в обязательном порядке нужно обеспечить соблюдение законодательных и иных нормативных требований.
Определяющие цели нужно устанавливать относительно всех условий качества. Рекомендуется уточнять и детализировать цели по уровням – для организации в целом и для ее структурных подразделений.
Для того чтобы достичь определенных целей по обеспечению качества бизнес-процессов, нужно осуществлять планирование мероприятий. Рекомендуют разрабатывать, с одной стороны, краткосрочные планы (в отношении структурных подразделений и должностных лиц организации), с другой стороны, долгосрочные планы (для организации в целом). Сущность планирования заключается в утверждении решений, принятых по выделению необходимых ресурсов и финансов, установлению сроков реализации и ответственности должностных лиц или структурных подразделений организации за их выполнение.
На высшее руководство возложены обязанности по организации процесса совершенствования управления с целью обеспечения требуемого уровня качества бизнес-процессов. Основой для этого выступает постоянное проведение анализа ситуации с качеством. Руководители устанавливают единство цели и управления организацией.
Высшее руководство, управляя качеством бизнес-процессов, должно обеспечивать контроль за исполнением обязательств, связанных с созданием, внедрением и постоянным корректированием системы менеджмента качеством на основе учета требований потребителей к продукции. Организация процесса управления качеством бизнес-процессов подразумевает выполнение следующих функций:
- доведение до менеджеров основных показателей качества;
- организация контроля выпускаемой продукции;
- разработка стратегии повышения конкурентоспособности продукции;
- разработка мероприятий по повышению качества;
- проведение анализа, мониторинга и выявления тенденций роста качества товаров;
- обеспечение качественными сырьевыми и материально-техническими ресурсами.
Таким образом, происходит объединение всей управленческой деятельности по обеспечению качества бизнес-процессов.
Работа по улучшению качества бизнес-процессов, а также товара, персонала, ресурсов, управления должна базироваться на основе результатов контроля и анализа. Благодаря им появляется возможность для устранения причин выявленных несоответствий требованиям к качеству, а также для устранения отклонений от заданных требований. Следовательно, принимаются управленческие решения, направленные на осуществление улучшения бизнес-процессов (в том числе, в качественном плане).
Еще организации нужно наладить учет, регистрацию и хранение документированных данных о качестве бизнес-процессов, товара, ресурсов, персонала, финансов. Тем самым, процессы разработки и принятия управленческих решений будет обеспечен фактическими данными. А эти решения, в свою очередь, обуславливают достижение целей и результатов хозяйственной деятельности.
Напоследок отметим, что для обеспечения эффективного управления качеством бизнес-процессов организации, в первую очередь, нужно тщательно распределить полномочии и ответственность между работниками, а чтобы обеспечить систематическое управление, необходимо установить и определить ключевые бизнес-процессы.
Таким образом, большинство организаций в настоящее время занято решением задачи по обеспечению эффективного управления качеством бизнес-процессов. Оно предполагает соблюдение ряда требований, что в конечном итоге должно привести организацию к увеличению прибыли и доли, занимаемой на рынке.