Понятие «квалиметрия»
Термин «квалиметрия» происходит от двух слов: латинского qualitas, или качество, и греческого melreo - измеряю. Включает в свое понятие теорию, а так же методы и средства по оценки качества создаваемого или используемого объекта человеком. В наше время квалиметрия широко используется в управлении, а свое развитие она получила в середине шестидесятых годов прошлого века, когда стали применять количественные методы для оценки качества, используя при обосновании решений по управлению качеством.
Выделяют следующие виды квалиметрии:
- общая квалиметрия – разрабатывает понятия, измерения, шкалу квалиметрическую;
- специальная квалиметрия, классифицируется по методам оценки качества, например: индексная, экспертная, таксономическая, вероятностно-статистическая;
- предметная квалиметрии, дифференцируется по видам объектов оценивания. Например: продукции – изделий, технических устройств, услуг, процессов. Выделяют ее новые виды: педагогическая, социологическая, логистическая и так далее.
Статусы квалиметрии:
- Экономический статус, определяется экономическим содержанием качества, и его взаимодействием с потребительной стоимостью. Возможно использование методов эконометрии для оценки экономических свойств объектов.
- Технический статус определяется взаимосвязью технического качества с количественными, а так же качественными изменениями определенных технических свойств у измеряемых объектов.
- Технико-экономический : обусловлен комплексным измерением качества оцениваемых объектов: технических и экономических свойств.
- Общенаучный статус – это взаимодействие философского аспекта категории качества с другими аспектами.
- Системный статус квалиметрии предполагает системный подход при обеспечении качества.
- Социологический и правовой статус.
Качество и квалиметрия
Для квалиметрии важным вопросом остается объективное определение уровня качества. Например, для продукции - данная характеристика имеет относительный характер, основанная на сравнении показателей ее качества и базовых показателей. В управлении качеством квалиметрия играет важную роль, ей постоянно приходиться решать большое количество задач:
- прогнозирование потребностей, качества и технического уровня
- разработка методов, с помощью которых можно определить численные значения показателей качества
- разработка методов для оценки качества
- выбор оптимальной продукции для разработки и производства
- определение оптимальных параметров качества, разработка стандартов, ТУ на новую продукцию
- расчет конкурентоспособной цены продукции
- определение рынка сбыта, расчет целесообразности на него
- планирование разработки, освоения новой продукции
- определение рациональных путей повышения качества
- оценка качества труда подразделений, исполнителей
- расчет коммерческой перспективности продукции, а так же обоснование модернизации или снятия ее с производства
- планирование улучшения качества продукции
- планирование технического уровня
- проведение испытаний
- расчет целесообразности проведения капитального ремонта и определение его качества
- аттестация производства
- выбор приобретаемой продукции
- создание необходимых условий для хранения и транспортирования продукции
- подведение итогов деятельности подразделений и всего предприятия в целом.
Методология квалиметрии
Квалиметрия прикладная наука с комплексом методик и методологическими принципами:
- Квалиметрия обязана предоставить методы достоверной количественной оценки качества. В случае товарной продукции сложность состоит в том, что производитель стремиться продавать товар сниженного качества по высокой цене, а потребитель хочет получить качественный недорогой продукт. Квалиметрия стремиться разработать такие методы, что бы учитывать интересы обоих сторон. При этом выбор наиболее значимых показателей для оценки качества на стороне потребителей.
- При проведении квалиметрической оценки необходим эталон для сравнения. Это относительная величина.
- Для использования метода комплексной оценки качества, все показатели свойств необходимо привести к одной размерности, или выразить в безразмерных единицах. Показатели отдельных свойств нужно скорректировать коэффициентом весомости. Сумма коэффициентов весомостей показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
- Качество составных частей обуславливает качество объекта в целом.
- При количественной оценки нельзя использовать дублирующие показатели одного и того же свойства.
- Чаще оценивается качество полезной продукции.
Эти методы основополагающие при решении вопросов при оценки качества объектов.
Задачи и цели квалиметрии
К основным задачам квалиметрии можно отнести:
- Квалиметрия позволяет оценить качественно и количественно любой объект на любой стадии производства.
- Оценка качества – это динамическая категория, качество может меняться в зависимости от конъектуры рынка, опыта эксплуатации, совершенствования производства.
- Квалиметрия развивает не только теоритические аспекты оценки качества, но и способы применения их на практике.
- Объект оценки - качество готовой продукции, или исполнения требований потребителя.
Целями квалиметрии являются:
- Стадия маркетинговых исследований: установить соответствие качества продукции потребностям, учитывая ее рыночную новизну, систематизируя возможные области применения.
- Стадия разработки: определения конкурентоспособности, технического уровня, анализируя его свойства, степень использования новейших технических достижений в его производстве.
- Стадия производства: определение уровня качества выпускаемой продукции, с учетом ее производственной новизны.
- Стадия эксплуатации: эксплуатации: определение качества реализуемой продукции с учетом меняющегося рынка, меры по поддержанию показателей качества, обеспечения технического обслуживания.
Задачами оценки являются:
- оценка производственной новизны
- уровень безопасности продукции
- в какой мере стабильно качество продукции
- сохраняется ли качество обновляемой продукции
- на сколько продукция экологична.
Оценку качества необходимо производить с учетом того, что производить нужно конкурентоспособную продукцию, поддержать высокий уровень выпускаемой продукции.