Чтобы выживать и гибко реагировать на меняющиеся внешние условия, повышать устойчивость и адаптационную способность для удовлетворения спроса, преодолевать отставание в техническом и технологическом развитии, а также, чтобы обеспечивать высокое качество реализуемой продукции и оказываемых услуг предприятиям следует проводить целенаправленные организационные изменения. Это позволяет преодолевать инертность в структуре управления, сложившейся системе отношений и связей. В силу конкретных обстоятельств такие изменения могут стать частичными, связанными с отдельными службами и организацией отдельных видов деятельности, а также радикальными, когда необходима многосторонняя и глубокая реорганизация.
Сами по себе обоснование стратегии и последовательная реализация организационных изменений можно назвать предметом самостоятельного анализа, исследования, программно-целевого управления и прогнозирования.
Организационные изменения не могут проводиться внезапно и одномоментно, без всесторонней и глубокой предварительной работы разного профиля специалистов на базе разработки программ и обоснования комплекса мер.
Любое изменение в организации предполагает совокупность этапов: подготовка, сбор необходимой информации, выявление направлений работы и определение их последствий, социальное и организационно-техническое проектирование, практическая реализация запланированных изменений.
Ключевое значение для эффективной реализации программы организационных перемен на практике следует отводить мобилизации, организации и созданию заинтересованности сотрудников, которые будут отвечать за ее осуществление. Следует учитывать то, что любое изменение в организации – это не только организационно-технический процесс, но и социальный, затрагивающий интересы разных групп — владельцев бизнеса, руководителей и собственно персонала.
На этапе подготовки исследования организационных изменений должны ответить на следующие вопросы:
На этапе подготовки проекта организационных изменений могут быть использованы различные методы. Для выявления актуальности изменений проводится анализ рыночных и технологических параметров внешней и внутренней среды. Для обеспечения согласия внутри руководящего звена целесообразно прибегнуть к дискуссии, обсуждения для выработки единого подхода к организационным изменениям.
На данном этапе исследования организационных изменений сводятся к выявлению продукции и услуг, которые ориентированы на потребителя. Для этого выявляются целевые группы потребителей, их текущие и долгосрочные потребности. Далее необходимо определить мероприятия, которые необходимы для успешного достижения поставленных целей и наметить виды деятельности. Для этого необходимо составить существующие и перспективные схемы организационной структуры, уточнить объем требуемых ресурсов, периодичность выпуска продукции, а также систематизировать процессы организационных изменений.
Принципиально важно обосновать необходимость конкретных изменений в организации, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение спроса потребителей. Касается это как внутренней организационной структуры, так и обеспечения безотказных и эффективных каналов связи с потребителями и поставщиками.
На этапе сбора необходимой информации могут быть использованы следующие методы исследования: