Целевая программа - это совокупность нескольких проектов, которые взаимосвязаны друг с другом направленностью на достижение общей цели, общим объемом выделенных ресурсов и ограниченным временем, отпущенным на их реализацию.
Основные сведения о целевых программах
Довольно часто приходится реализовывать несколько взаимосвязанных проектов или же иметь дело с одним проектом, продукция которого или используемые методы управления которым характеризуются повышенным уровнем сложности. В данном случае целесообразно подготовить и начать выполнение, так называемых, целевых программ.
Целевая программа в традиционном виде представляет собой множество взаимосвязанных проектов, которые объединены друг с другом в силу таких причин, как наличие общей цели, общий объем выделенных ресурсов, единый ограниченный период отпущенного времени. Современные целевые программы в большинстве своем характеризуются следующими аспектами:
- стоимость их реализации высока, а для финансирования приходится использовать усложненные формы;
- реализация целевой программы требует продолжительного периода времени и затрат большого количества трудовых ресурсов;
- условием успешной реализации целевой программы зачастую является осуществление широкой кооперации (в том числе на международном уровне);
- результаты целевой программы, как правило, оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие региона и страны в целом.
На сегодняшний день можно утверждать о наличии большого разнообразия целевых программ. Например, разрабатывают и реализовывают международные, государственные, национальные, региональные, муниципальные целевые программы. Возможно осуществление как отраслевых, так и межотраслевых программ. В зависимости от содержания мероприятий и проектов, которые входят в состав целевых программ, они могут быть экономическими, инвестиционными, социальными, научно-техническими, оборонными и т. д.
Программно-целевой подход в государственном управлении
Программно-целевой подход получил широкое распространение в сфере государственного и муниципального управления. В связи с этим формированием, поддержкой и координацией большинства целевых программ сейчас занимаются органы публичной власти различного уровня.
Указанные субъекты посредством разработки и реализации целевых программ пытаются, прежде всего, обеспечить развитие таких сфер, как продовольствие, жилье, образование, культура, средства массовой информации, топливо и энергетика, транспорт и связь, химическая и микробиологическая промышленность, экология, ликвидация последствий крупномасштабных аварий и др.
Реализация государственных целевых программ обеспечивается необходимым объемом требуемых ресурсов через механизм рассмотрения бюджетных заявок, в которых дается обоснование затрат на выполнение программных мероприятий в соответствующем году. Заявителями являются органы управления, которые на основе составленных прогнозов и с учетом функций, которые закреплены за ними:
- определяют приоритеты своей деятельности в планируемом периоде;
- выбирают для себя первоочередные цели, для достижения которых необходимы соответствующие бюджетные ассигнования;
- производят вариантные расчеты оценки возможностей реализации целевых программ и др.
Проекты бюджетных заявок рассматриваются министерствами финансов и экономического развития. Эти правительственные органы также учитывают прогноз социально-экономического развития и основные параметры проекта бюджета на предстоящий период. На основе этих данных целевые программы анализируются и связываются друг с другом на балансовой основе.
Разработка целевых программ производится, прежде всего, на основе системы взаимосвязанных прогнозов. В обязательном порядке составляют прогнозы динамики политических, внешнеэкономических условий, последствий структурной и природоохранной политики, научно-технические прогнозы.
Для разработки целевой программы применяют нормативно-балансовый метод и метод технико-экономического проектирования. Более того, процесс разработки целевой программы должен быть обеспечен информацией о состоянии ресурсного потенциала (обеспеченность ресурсами, характер их использования, экологическая ситуация, сформировавшиеся тенденции и т. д.) и о других особенностях, которые имеют место и обуславливают конкретные условия реализации программы.
Принципы управления целевыми программами
Программное управление на государственном уровне в основном осуществляется в таких формах, как государственные программы, федеральные целевые программы, целевые комплексные программы. Их разработка и реализация осуществляются в рамках стратегического программно-целевого планирования, в основу которого положены следующие базовые принципы:
- Целенаправленность - программы направлены на получение конкретных конечных результатов.
- Системность - программные мероприятия должны быть встроены в принятую концепцию развития страны.
- Комплексность - отдельные элементы программы обеспечивают решение частных задач, которые в совокупности приводят к достижению генеральной цели.
- Обеспеченность - программные мероприятия должны быть обеспечены необходимым объемом всех видов требуемых ресурсов.
- Согласованность - интересы и задачи на федеральном, региональном и местном уровнях должны быть согласованы друг с другом.
- Своевременность - конечный результат должен быть получен в установленные сроки.
Кроме того, программные мероприятия должны отличаться высоким уровнем экономической безопасности и обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития страны (согласно действующим концепциям и стратегиям).