Ассортимент - это номенклатурный перечень всех видов, сортов и марок продукции, которую предприятие предоставляет для продажи на рынке.
Управление ассортиментом товаров
Одной из главных составляющих в функционировании любого торгового предприятия является формирование торгового ассортимента товаров и управление товарными запасами. Эти виды работ объединены общим названием - управление ассортиментом товаров. Напомним, ассортиментом называют номенклатурный перечень товаров всех видов, сортов и марок, которые торговое предприятие выставляет на рынке для продажи потребителям.
Управление ассортиментом товара представляет собой деятельность торгового предприятия, которая связана с соблюдением требований рациональности товарного ассортимента. Эта деятельность может быть охарактеризована как совокупность следующих действий:
- установление требований к рациональности ассортимента товаров;
- определение ассортиментной политики торгового предприятия;
- формирование ассортимента товаров.
Требования к рациональности товарного ассортимента устанавливаются путем определения запросов, которые потребители предъявляют к товарам определенной ассортиментной принадлежности. С этой целью могут быть применены социологический метод (в виде опроса) и регистрационный метод (в виде наблюдения). Кроме того, покупательский спрос может формироваться сами предприятием с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций.
Товарный ассортимент торгового предприятия может формироваться по таким взаимосвязанным направлениям, как сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация. В результате предприятие пытается наиболее полно удовлетворить покупательский спрос.
На формирование торгового ассортимента оказывают существенное влияние методы стимулирования сбыта и формирования спроса (например, рекламная поддержка), материально-техническая база торгового предприятия (например, склады, площадь торгового склада, холодильное оборудование), сегмент целевой аудитории потребителей, их национальные, религиозные и индивидуальные предпочтения. Регулирование указанных факторов составляет суть управления ассортиментом товаров.
Оценка качества товаров
Одной из фундаментальных категорий современного мира является качество. Так, качество товаров представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения товаров в соответствии с их вмененным предназначением.
Оценка качества товаров в настоящее время осуществляется согласно соответствующим международным стандартам и техническим регламентам. Они, в частности, предусматривают использование следующих методов для определения качества товаров:
- органолептический метод - определение качества товаров при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции;
- лабораторный метод - определение качества товаров в результате использования специальной аппаратуры, инструментов в рамках проведения физических, химических, микробиологических исследований;
- экспертный метод - определение качества товаров приглашенными экспертами (высококвалифицированными специалистами - учеными, технологами, товароведами и др.);
- измерительный метод - определение качества товаров через использование технических средств измерений и установления численных значений показателей качества;
- регистрационный метод - определение качества товаров на основе наблюдений и путем подсчета числа определенных событий, предметов;
- социологический метод - определение качества товаров на основе сбора и анализа мнений потребителей;
- экспресс метод - ускоренное определение качества товаров на основе полуколичественных или приблизительных данных.
Обеспечение сохраняемости товаров
Сохранение качества и количества товара осуществляется в результате действия нескольких сохраняющих факторов. Речь идет о средствах, методах и условиях внешней среды, которые оказывают влияние на сохранность и качество товаров.
Одним из таких средств является упаковка товара, которая предназначена для обеспечения защиты товара от повреждений, потерь и воздействий неблагоприятных внешних условий, а окружающей среды - от загрязнения. Вспомогательная функция упаковки заключается в предоставлении места для нанесения маркировки или красочного оформления товара. В этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений.
Сохранность качества и количества товаров на складе и в пути должна быть обеспечена на этапах их транспортировки и хранения. На этих этапах нужно сохранить исходное свойство товара или с незначительными изменениями, потерями. Режим хранения товаров определяется температурой, влажностью, газовым составом воздуха, а также освещенностью и воздухообменом.
Однородность качества и количества товара обеспечивается во время товарной обработки. Этот этап также предназначен для подготовки товара к продаже. Качество товара может быть улучшено за счет придания ему привлекательного внешнего вида (например, через удаление пыли или использование полимерной пленки) и удаления товара низшей градации (например, во время сортировки овощей).
Послепродажное обслуживание заключается в доставке товара в необходимое место, его монтаже, наладке и ремонте. Эти действия тоже позволяют сохранить качество и количество товара, но уже непосредственно для конкретного покупателя.
Таким образом, в отношении товаров торговые предприятия проводят такие работы, как управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности. Все они входят в состав менеджмента качества.