Понятие ответственности за качество управленческих решений
Ответственность за качество управленческих решений – это принуждение к исполнению и соблюдению некоторого набора требований, правил и норм.
При принятии управленческих решений вопрос ответственности руководителя является одним из ключевых. Если организации или внешней среде наносится вред в результате реализации принятого решения, кто-то должен отвечать за это. Ответственность за результат принятия и исполнения решения выступает важным фактором управленческой деятельности и может оказать влияние на сам процесс принятия решения. Разрабатывая решения, менеджер должен оценивать меру возможной ответственности при выборе каждой из доступных альтернатив. Для этого должны быть определены виды и степени ответственности, которую несет менеджер перед группами людей и индивидами как в компании, так и за ее пределами.
Виды ответственности зависят от того, каким образом установлены требования и нормы, о принуждении к выполнению которых идет речь. Соответственно, различают ответственность:
- юридическую, если нормы устанавливает государство (закон),
- административную, если нормы устанавливает определенная организация. Нормы и требования могут быть как локальными, так и распространяющиеся на всю отрасль, сферу,
- социальную, когда нормы устанавливает гражданское общество,
- моральную, когда нормы определяет группа людей в ходе межличностного общения.
Для определения того, перед кем отвечает руководитель, важно понимание подотчетности.
Под подотчетностью понимают способ осуществления ответственности. Подотчетность тесно связана с видом, процедурами и методами контроля, которым подвергается работа менеджера и принимаемые им решения.
Механизмы контроля связаны с видами ответственности:
- юридическая (гражданская и уголовная) ответственность контролируется через судебную систему,
- административная (дисциплинарная и материальная) ответственность контролируется через иерархический контроль,
- социальная ответственность контролируется через механизм общественного мнения,
- моральная ответственность контролируется через корпоративную культуру.
Исторические, социальные и национально-культурные особенности страны определяют значимость разных видов ответственности.
Российские условия характеризуются гипертрофированной ролью государства в разных сферах жизнедеятельности общества. Власть имеет бюрократический характер, а гражданское общество до сих пор не сформировано. В сочетании со специфическим развитием общественного мнения механизмы социальной ответственности фактически не работают, более значимы юридическая и административная ответственность. Моральная ответственность неизбежно ослабевает в обществе, которое переживает системный кризис и кардинальную смену ценностей.
Характеристика видов ответственности за качество управленческих решений
У юридической ответственности может быть уголовная и гражданская форма. Уголовную ответственность применяют при совершении преступления. Ее сущность состоит в применении к признанному виновным лицу мер государственного применения в соответствии с приговором суда. Гражданскую ответственность применяют при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Ее сущность состоит в том, что к правонарушителю применяют установленные законом или договором меры воздействия, влекущие для него невыгодные экономические последствия, такие как уплата неустойки (пени, штрафа), возмещение ущерба, компенсация убытков. Основным методом обеспечения юридической ответственности является право потерпевшей стороны обратиться в суд в связи с действиями и решениями должностных лиц (руководителей),
Чаще всего к руководителям применяется административная ответственность. Этот вид ответственности реализуется через иерархический контроль. Подотчетность и ответственность в организации не могут быть реализованы без выраженного в праве руководить авторитета. Чем выше по иерархической лестнице поднимается менеджер, тем меньше времени он имеет на контроль решений подчиненных – особенно если организация характеризуется высокой специализацией, и для оценки решения требуется глубоко вникнуть в суть происходящих процессов. Поэтому иерархический контроль имеет встроенные ограничения, а принятие топ-менеджментом решений опирается на доверие подчиненным. В зависимости от применяемых санкций административная ответственность бывает:
- дисциплинарная. Воздействие производится путем выговора, замечания, перевода на низшую должность, увольнения,
- материальная. Сотрудник обязан возмещать организации имущественный вред, если он причинен по вине этого сотрудника. В случае вреда, нанесенного другим лицам, обычно возмещает его сама организация, а затем уже налагает ответственность на сотрудника.
Кроме формальной, руководитель несет неформальную – моральную – ответственность за качество принимаемых управленческих решений. Руководитель должен следовать нормам, принятым в человеческих отношениях. Механизм реализации моральной ответственности – корпоративная культура.
Корпоративной культурой называют совокупность групповых ценностей, способов деятельности и норм поведения, разделяемых членами организации.
Если организация существует достаточно длительный срок, в ней складывается собственная культура. Она формирует комплекс традиций и правил, соединяющих времена – прошлое и настоящее, настоящее и будущее. Между принятыми ранее и текущими решениями возникает согласованность, а нынешние решения определяют будущие.
Корпоративная культура, устанавливающая неписаные правила, вводит ряд дополнительных ограничений на принятие решений, связанных с моральными нормами, традициями и принципами. Это заполняет пробелы в механизмах формального контроля.