Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управленческий персонал: категории, особенности, роли

Категории управленческого персонала

Определение 1

Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления; те служащие, которые входят в администрацию организации, предприятия; дирекция учреждений и компаний.

В процессе управления производится разделение и кооперация управленческого труда. Это объективные процессы, состоящие в обособлении отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности, осуществляемые различными группами управленческих работников.

Управленческий труд может быть разделен на основании разных подходов:

  • функционального, заключающегося в выделении функций, выполнение которых закреплено за подразделениями или отдельными работниками, входящими в аппарат управления,
  • иерархического, состоящего в разделении работ по уровням организации,
  • технологического, выражающегося в дифференциации управленческих процессов: выделяются операции сбора, передачи, хранения и преобразования информации,
  • профессионального, в рамках которого управленческие работники дифференцируются по профессиональной подготовке,
  • квалификационного, предполагающего распределение работ в зависимости от квалификации, стажа работы и личных способностей,
  • должностного, когда должности работников распределяются по компетенциям.

По месту в процессе управления выделяют следующие категории управленческого персонала:

  • руководители,

    Определение 2

    Руководитель – это работник, возглавляющий подразделение или организацию в целом, имеющий полномочия по принятию решений и несущий ответственность за результаты в полном объеме.

  • специалисты,

    Определение 3

    Специалист – это работник, который выполняет определенные управленческие функции (к примеру, юрист, экономист, бухгалтер), анализирующий информацию и готовящий для руководителя варианты решения на основании приказов, регламентов, нормативов, квалификационных требований.

  • служащие.

    Определение 4

    Служащими называют работников, которые обслуживают функционирование руководителей и специалистов в организации, выполняя информационно-технические операции, что позволяет освободить руководителей и специалистов от трудоемкой рутинной деятельности.

Руководитель (менеджер) – это ключевая фигура в управлении любой организации.

Менеджеры (руководители) бывают двух типов:

«Управленческий персонал: категории, особенности, роли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • линейные, которые действуют на основе единоначалия и отвечают за состояние подразделения или организации в целом,
  • функциональные, которые отвечают на подсистему в рамках системы управления.

По уровню в системе управления выделяют три уровня менеджеров:

  • высшего уровня, которые определяют стратегию в масштабах организации или даже целой отрасли,
  • среднего уровня, которые контролируют и координируют деятельность руководителей низового звена и решают в основном тактические задачи,
  • низового уровня, которые несут ответственность за выполнение текущих производственных заданий, решают оперативные и тактические задачи, непосредственно взаимодействуя с производственным персоналом.

Особенности управленческого персонала

Основной задачей управленческого персонала является создание условий для осуществления групповой деятельности таким образом, чтобы сотрудники могли вносить свой вклад в достижение групповых целей с наименьшими затратами времени, денег, материалов и усилий, а также с наименьшими неудобствами.

Содержание управленческого персонала сводится к реализации функций управления:

  • планирования – определения целей организации, формирования планов их достижения, увязки задач с ресурсами,
  • организации – проектирования структуру компании, определения конкретных заданий для отдельных исполнителей и подразделений, распределения ресурсов,
  • координации – согласования деятельности подразделений,
  • мотивации – создание условий для эффективной деятельности и удовлетворения потребностей сотрудников,
  • контроля – сопоставления фактически полученных результатов с запланированными, оценки и корректировки дальнейшего функционирования управляемых систем.
Замечание 1

У менеджеров разного уровня значимость перечисленных функций отличается: так, менеджеры высшего звена большую часть времени тратят на планирование, а низшего – на мотивацию и контроль.

В структуре умственного труда управленческого аппарата выделяют три вида деятельности:

  1. организационно-административная и воспитательная;
  2. аналитическая и конструктивная;
  3. информационно-техническая.

Важная особенность управленческого труда состоит в том, что сотрудники участвуют в создании материальных благ не прямым, а опосредованным образом.

Роли управленческого персонала

Менеджер играет в организации большой набор ролей, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.

Если рассматривать межличностные роли, то управляющий персонал играет следующие из них:

  • главный руководитель (характерно для менеджеров высшего звена),
  • лидер (справедливо для управленцев всех уровней, в масштабах возглавляемого им подразделения, группы, отдела),
  • связующее звено (как по горизонтали – взаимодействие между подразделениям, отделами, так и по вертикали – взаимодействие подчиненных с руководителями более высокого уровня).

По информационной роли менеджеры могут быть:

  • приемником информации (получать сведения от подчиненных или вышестоящего руководства, а также от менеджеров того же уровня из других подразделений),
  • распределителем информации (распределять полученную или созданную самим руководителем информацию),
  • представителем.

По решенческим ролям выделяют:

  • предпринимателя,
  • устраняющего нарушения,
  • распределителя ресурсов,
  • ведущего переговоры.

Любой менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как член команды. Поэтому для руководителей так важно знать не только законы и принципы управления, но и предметную область, сферу, в которой они работают. Кроме того, на командную работу влияют и личностные качества управленца, его авторитет.

Дата написания статьи: 31.10.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot