Категории управленческого персонала
Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления; те служащие, которые входят в администрацию организации, предприятия; дирекция учреждений и компаний.
В процессе управления производится разделение и кооперация управленческого труда. Это объективные процессы, состоящие в обособлении отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности, осуществляемые различными группами управленческих работников.
Управленческий труд может быть разделен на основании разных подходов:
- функционального, заключающегося в выделении функций, выполнение которых закреплено за подразделениями или отдельными работниками, входящими в аппарат управления,
- иерархического, состоящего в разделении работ по уровням организации,
- технологического, выражающегося в дифференциации управленческих процессов: выделяются операции сбора, передачи, хранения и преобразования информации,
- профессионального, в рамках которого управленческие работники дифференцируются по профессиональной подготовке,
- квалификационного, предполагающего распределение работ в зависимости от квалификации, стажа работы и личных способностей,
- должностного, когда должности работников распределяются по компетенциям.
По месту в процессе управления выделяют следующие категории управленческого персонала:
руководители,
Определение 2Руководитель – это работник, возглавляющий подразделение или организацию в целом, имеющий полномочия по принятию решений и несущий ответственность за результаты в полном объеме.
специалисты,
Определение 3Специалист – это работник, который выполняет определенные управленческие функции (к примеру, юрист, экономист, бухгалтер), анализирующий информацию и готовящий для руководителя варианты решения на основании приказов, регламентов, нормативов, квалификационных требований.
служащие.
Определение 4Служащими называют работников, которые обслуживают функционирование руководителей и специалистов в организации, выполняя информационно-технические операции, что позволяет освободить руководителей и специалистов от трудоемкой рутинной деятельности.
Руководитель (менеджер) – это ключевая фигура в управлении любой организации.
Менеджеры (руководители) бывают двух типов:
- линейные, которые действуют на основе единоначалия и отвечают за состояние подразделения или организации в целом,
- функциональные, которые отвечают на подсистему в рамках системы управления.
По уровню в системе управления выделяют три уровня менеджеров:
- высшего уровня, которые определяют стратегию в масштабах организации или даже целой отрасли,
- среднего уровня, которые контролируют и координируют деятельность руководителей низового звена и решают в основном тактические задачи,
- низового уровня, которые несут ответственность за выполнение текущих производственных заданий, решают оперативные и тактические задачи, непосредственно взаимодействуя с производственным персоналом.
Особенности управленческого персонала
Основной задачей управленческого персонала является создание условий для осуществления групповой деятельности таким образом, чтобы сотрудники могли вносить свой вклад в достижение групповых целей с наименьшими затратами времени, денег, материалов и усилий, а также с наименьшими неудобствами.
Содержание управленческого персонала сводится к реализации функций управления:
- планирования – определения целей организации, формирования планов их достижения, увязки задач с ресурсами,
- организации – проектирования структуру компании, определения конкретных заданий для отдельных исполнителей и подразделений, распределения ресурсов,
- координации – согласования деятельности подразделений,
- мотивации – создание условий для эффективной деятельности и удовлетворения потребностей сотрудников,
- контроля – сопоставления фактически полученных результатов с запланированными, оценки и корректировки дальнейшего функционирования управляемых систем.
У менеджеров разного уровня значимость перечисленных функций отличается: так, менеджеры высшего звена большую часть времени тратят на планирование, а низшего – на мотивацию и контроль.
В структуре умственного труда управленческого аппарата выделяют три вида деятельности:
- организационно-административная и воспитательная;
- аналитическая и конструктивная;
- информационно-техническая.
Важная особенность управленческого труда состоит в том, что сотрудники участвуют в создании материальных благ не прямым, а опосредованным образом.
Роли управленческого персонала
Менеджер играет в организации большой набор ролей, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.
Если рассматривать межличностные роли, то управляющий персонал играет следующие из них:
- главный руководитель (характерно для менеджеров высшего звена),
- лидер (справедливо для управленцев всех уровней, в масштабах возглавляемого им подразделения, группы, отдела),
- связующее звено (как по горизонтали – взаимодействие между подразделениям, отделами, так и по вертикали – взаимодействие подчиненных с руководителями более высокого уровня).
По информационной роли менеджеры могут быть:
- приемником информации (получать сведения от подчиненных или вышестоящего руководства, а также от менеджеров того же уровня из других подразделений),
- распределителем информации (распределять полученную или созданную самим руководителем информацию),
- представителем.
По решенческим ролям выделяют:
- предпринимателя,
- устраняющего нарушения,
- распределителя ресурсов,
- ведущего переговоры.
Любой менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как член команды. Поэтому для руководителей так важно знать не только законы и принципы управления, но и предметную область, сферу, в которой они работают. Кроме того, на командную работу влияют и личностные качества управленца, его авторитет.