Роль концепции рациональной бюрократии М. Вебера в науке
Теория рациональной бюрократии М. Вебера – это концепция, в рамках которой сформулированы универсальные принципы функционирования и организации административных учреждений.
История проблемы бюрократии исчисляется веками. Ее появление связано с возникновением первых государств, имеющих управленческий аппарат. С самого начала работа этого аппарата была сопряжена с негативными проявлениями, вступающими в противоречие с общественными интересами. Именно под влиянием этого обстоятельства возникла потребность в рефлексии как управленческой функции для социально-экономических систем и для индивидов, выполняющих руководящую деятельность. Рефлексия проявляется в широком диапазоне – начиная от попыток осмыслить сущность государственного управления и причины бюрократических перегибов и заканчивая поиском альтернативы бюрократии, путей преодоления ее негативных проявлений.
Макс Вебер стал первым исследователем, который систематизировал анализ бюрократии как таковой, не различая государственную и частную бюрократию. Макс Вебер был представителем немецкой исторической школы политической экономии. Именно его считают основоположником концепции рациональной бюрократии.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера существенно повлияла на развитие социально-экономических наук в XX веке. Она заложила фундамент для целого раздела в рамках экономической теории – экономической теории общественного выбора, или, если быть совершенно точными, экономической теории бюрократии.
Макс Вебер известен в истории менеджмента как создатель классической бюрократической теории. Она входит почти во все учебники по менеджменту и управлению, анализируется в тысячах научных трудов, сконцентрированных на:
- вопросах мотивации,
- ценностных ориентациях наемных сотрудников,
- взаимоотношениях между работодателями и работниками.
Фундаментальное значение имеют научные исследования М. Вебера и в современном менеджменте. В менеджменте рассматривается два типа управления организацией:
- бюрократический,
- органические.
Между этими типами управления есть принципиальные различия, за счет которых можно выявить сферы, в которых применение каждой разновидности будет рациональным.
Проблемы бюрократии вошли в круг интересов экономистов в 1960-х. Проводя эмпирические исследования, они принимали за основу рассуждений модель бюрократии М. Вебера. Исторически сложилось, что эта модель – основополагающее условие исследования системы бюрократического управления в социологии:
- для социологии организации объектом изучения выступают управленческие структуры, функционирующие во всех сферах жизни общества,
- для политической социологии в центре внимания находятся бюрократические организации, которые действуют в сфере политики (политические партии, аппарат государственного управления).
Итак, для социологии важна проблема власти бюрократии и социальные основы этой власти, проявляющиеся в разных социальных и экономических структурах. Объект и предмет исследования экономики бюрократии отличается незначительно. Разница между экономической теорией и социологией состоит в первую очередь в методах исследования.
Значимость веберовской теории рациональной бюрократии неоднократно подчеркивалась российскими исследователями применительно к современной системе управления.
Содержание концепции рациональной бюрократии М. Вебера
Макс Вебер разрабатывал теорию рациональной бюрократии как базу современной (для его времени) организации, сменяющей патриархальные (патримониальные) организации. По Веберу, ключевое отличие патримониализма – это наличие у принципала (господина) особого управленческого аппарата (агента), который изначальной набирается из личных слуг и выступает в качестве орудия его власти. При патримониальном управлении наряду с личностным характером властных отношений наблюдается эгоистичное отношение со стороны бюрократии к той должности, которую она занимает, а также к ассоциированным с этой должностью выгодам и преимуществам.
Патримониальная бюрократия – один из элементов веберовской теории бюрократии. Но в последующем развитии науки большую роль сыграл другой компонент – «идеально-типическая модель рациональной бюрократии».
Рациональность выступает как одно из основополагающих понятий в концепции Вебера. В его работах этот термин широко используется применительно к разным сферам социальной жизни. В той или иной степени рациональны:
- структура государственного управления,
- экономическое поведение,
- правовые нормы.
М. Вебер воспринимал рационализацию как всеобщий исторический процесс. По его мнению, одно из характерных проявлений – это замена приверженности традициям и внутренней мотивации на планомерное приспособление индивидов к мотивам выгоды и интересов. Каждый человек взвешивает «за» и «против», прогнозирует последствия и издержки своих поступков. Рационализация – это участь западной культуры:
- рационализируется ведение хозяйства,
- рационализируется управление как на уровне государственного сектора, так и в сфере частного бизнеса,
- рационализируются чувства, мысли, образ жизни.
Усилению рационализации хозяйства способствует разделение средств производства и рабочей силы. Чтобы экономика и производство были рациональными, по мнению М. Вебера требуются присвоение, отчуждение и отсутствие контроля у работающих по найму сотрудников. В разумных пределах все эти явления – позитивные факторы. Например, если у рабочих будет контроль над производством, они будут реализовать личные узкогрупповые интересы (к примеру, требовать повысить заработную плату), что может нанести ущерб развитию предприятия в целом и удовлетворению запросов клиентов. Позитивная рациональность в экономической сфере опирается на возможность произвести точные расчеты. По своей сути рыночная экономика является формально-рациональной.