Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория человеческих потребностей Маслоу

Общая характеристика теории человеческих потребностей Маслоу

Определение 1

Теория человеческих потребностей Маслоу – это иерархическая модель («пирамида») человеческих потребностей, отражающая концепцию психолога Абрахама Маслоу.

Люди постоянно ощущают разнообразные потребности.

Определение 2

Под потребностью понимают ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо, которое возникает у индивида, группы, коллектива или общества в целом.

Потребности зависят от ситуационных факторов и отличаются разнообразием. Потребности можно классифицировать по разным основаниям:

  • по сфере деятельности,
  • по субъекту и объекту,
  • по временной устойчивости,
  • по значимости,
  • по функциональной роли.

Потребности отличаются изменчивостью и динамичностью, для их удовлетворения люди предпринимают целенаправленные действия.

Еще философы древнего мира признавали, что потребность – основная движущая сила, заставившая человека обрести ум, речь, привычку трудиться. Так, например, Гераклит утверждал, что условия жизни диктуют потребности. Отдельным предметом изучения потребности стали в начале XX века, когда интерес к ним усилился со стороны таких дисциплин, как философия, психология и социология.

Определение 3

Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Одной из получивших широкую популярность теорий потребностей (и мотивации) является пирамида потребностей Маслоу. В соответствии с этой теорией, потребности человека меняются по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня. Иными словами, сначала человек должен удовлетворить потребности низшего порядка – без этого потребности более высокого порядка не возникают. При этом в иерархии потребностей выделяются следующие элементы (от низших к высшим):

«Теория человеческих потребностей Маслоу» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • физиологические потребности (воздух, еда, вода, сон, секс),
  • потребность в безопасности (защита от страха, боли, гнева),
  • социальная потребность (друзья, любовь, семья, общение),
  • потребность в самоутверждении (успех, карьера, престиж),
  • потребность в самоактуализации (реализации талантов, способностей).

Пирамида потребностей А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Итак, каждый из уровней потребностей приобретает статус мотивации после того, как удовлетворен более низкий уровень. Если человек голодает или мучается от жажды, его будет трудно заинтересовать самоутверждением – сначала он будет стремиться удовлетворить физиологические потребности как более важные для обеспечения выживания. Только удовлетворив эти потребности, он сможет думать о более высоких.

Характеристика иерархических групп потребностей в теории Маслоу

Основные группы человеческих потребностей, которые выделял Маслоу:

  1. Физиологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает жизнь и существование человека. К ним относятся потребности в еде, воде, отдыхе, а также сексуальные потребности. Физиологические потребности (или физиологические позывы) являются самыми мощными, самыми насущными. Если человек обделен всеми радостями жизни, живет в крайней нужде, ему нечего есть – основным его мотиватором будут выступать именно физиологические потребности. Лишь затем он захочет удовлетворить свой эмоциональный голод,
  2. Потребность в безопасности (в современном обществе дополняется потребностью в уверенности в будущем). В этой потребности можно выделить такие компоненты, как потребность в ощущении защищенности от физических и психологических опасностей, несомых внешней средой, а также уверенность в том, что в будущем удовлетворение физиологических потребностей будет обеспечиваться с достаточной стабильностью. Современные люди, живущие в развитых странах, не боятся таких агрессивных проявлений окружающей среды, как жара или холод, а также хищников. Разумеется, их пугают разнообразные стихийные бедствия (ураганы, наводнения, цунами) или социальные катаклизмы (войны, государственные перевороты) – но в условиях мира и стабильности потребность в безопасности принимает мягкие формы и слабо влияет на мотивацию. Речь может идти о хорошей работе, об оформлении страхового полиса, о пенсионном и социальном обеспечении,
  3. Социальные потребности – потребность в принадлежности и любви. Иногда эту группу потребностей называют «потребности в причастности». Человек хочет принадлежать к чему-то или кому-то; нуждается в принятии окружающими, в социальном взаимодействии и поддержке. Люди могут стремиться принадлежать к группе, клану, коллективу, классу – быть окруженными «своими», понятными и близкими людьми,
  4. Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих. Человек хочет, чтобы его высоко оценивали, уважали. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Индивиду нужно ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему необходимо чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей включаются потребность в репутации или в престиже (уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, славы, внимания, признания,
  5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению.

Иерархия потребностей широко применяется в практике менеджмента. Так, в частности, она объясняет, почему материальная мотивация плохо работает с категорией высокооплачиваемых специалистов. Если человек испытывает потребность в признании (уважении), его можно заинтересовать нематериальными стимулами. И наоборот, если работнику еле хватает на еду, денежная премия будет более убедительным стимулом, чем статус «лучшего работника месяца».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 19.03.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot