Общая характеристика теории человеческих потребностей Маслоу
Теория человеческих потребностей Маслоу – это иерархическая модель («пирамида») человеческих потребностей, отражающая концепцию психолога Абрахама Маслоу.
Люди постоянно ощущают разнообразные потребности.
Под потребностью понимают ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо, которое возникает у индивида, группы, коллектива или общества в целом.
Потребности зависят от ситуационных факторов и отличаются разнообразием. Потребности можно классифицировать по разным основаниям:
- по сфере деятельности,
- по субъекту и объекту,
- по временной устойчивости,
- по значимости,
- по функциональной роли.
Потребности отличаются изменчивостью и динамичностью, для их удовлетворения люди предпринимают целенаправленные действия.
Еще философы древнего мира признавали, что потребность – основная движущая сила, заставившая человека обрести ум, речь, привычку трудиться. Так, например, Гераклит утверждал, что условия жизни диктуют потребности. Отдельным предметом изучения потребности стали в начале XX века, когда интерес к ним усилился со стороны таких дисциплин, как философия, психология и социология.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Одной из получивших широкую популярность теорий потребностей (и мотивации) является пирамида потребностей Маслоу. В соответствии с этой теорией, потребности человека меняются по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня. Иными словами, сначала человек должен удовлетворить потребности низшего порядка – без этого потребности более высокого порядка не возникают. При этом в иерархии потребностей выделяются следующие элементы (от низших к высшим):
- физиологические потребности (воздух, еда, вода, сон, секс),
- потребность в безопасности (защита от страха, боли, гнева),
- социальная потребность (друзья, любовь, семья, общение),
- потребность в самоутверждении (успех, карьера, престиж),
- потребность в самоактуализации (реализации талантов, способностей).
Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Итак, каждый из уровней потребностей приобретает статус мотивации после того, как удовлетворен более низкий уровень. Если человек голодает или мучается от жажды, его будет трудно заинтересовать самоутверждением – сначала он будет стремиться удовлетворить физиологические потребности как более важные для обеспечения выживания. Только удовлетворив эти потребности, он сможет думать о более высоких.
Характеристика иерархических групп потребностей в теории Маслоу
Основные группы человеческих потребностей, которые выделял Маслоу:
- Физиологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает жизнь и существование человека. К ним относятся потребности в еде, воде, отдыхе, а также сексуальные потребности. Физиологические потребности (или физиологические позывы) являются самыми мощными, самыми насущными. Если человек обделен всеми радостями жизни, живет в крайней нужде, ему нечего есть – основным его мотиватором будут выступать именно физиологические потребности. Лишь затем он захочет удовлетворить свой эмоциональный голод,
- Потребность в безопасности (в современном обществе дополняется потребностью в уверенности в будущем). В этой потребности можно выделить такие компоненты, как потребность в ощущении защищенности от физических и психологических опасностей, несомых внешней средой, а также уверенность в том, что в будущем удовлетворение физиологических потребностей будет обеспечиваться с достаточной стабильностью. Современные люди, живущие в развитых странах, не боятся таких агрессивных проявлений окружающей среды, как жара или холод, а также хищников. Разумеется, их пугают разнообразные стихийные бедствия (ураганы, наводнения, цунами) или социальные катаклизмы (войны, государственные перевороты) – но в условиях мира и стабильности потребность в безопасности принимает мягкие формы и слабо влияет на мотивацию. Речь может идти о хорошей работе, об оформлении страхового полиса, о пенсионном и социальном обеспечении,
- Социальные потребности – потребность в принадлежности и любви. Иногда эту группу потребностей называют «потребности в причастности». Человек хочет принадлежать к чему-то или кому-то; нуждается в принятии окружающими, в социальном взаимодействии и поддержке. Люди могут стремиться принадлежать к группе, клану, коллективу, классу – быть окруженными «своими», понятными и близкими людьми,
- Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих. Человек хочет, чтобы его высоко оценивали, уважали. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Индивиду нужно ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему необходимо чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей включаются потребность в репутации или в престиже (уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, славы, внимания, признания,
- Потребность в самоактуализации (самовыражении) — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению.
Иерархия потребностей широко применяется в практике менеджмента. Так, в частности, она объясняет, почему материальная мотивация плохо работает с категорией высокооплачиваемых специалистов. Если человек испытывает потребность в признании (уважении), его можно заинтересовать нематериальными стимулами. И наоборот, если работнику еле хватает на еду, денежная премия будет более убедительным стимулом, чем статус «лучшего работника месяца».