Типология форм управленческих решений
Менеджмент как научно-исследовательское направление обращает особое внимание на само управленческое решение и на то, какими технологиями и методами пользуется специалист для того, чтобы принять решение и реализовать его на практике. Важно выделить и описать несколько ключевых направлений в менеджменте, которые как раз влияют на развитие предметного поля. К ним относят:
- Типологию форм управленческих решений;
- Технологии принятия решений;
- Технологии и методы реализации решений.
Принятие управленческого решения – это очень сложный процесс, который влияет на конечное состояние предприятия и на его благосостояние. Если управленческое решение было принято некорректно, то это может привести к общему организационному и производственному упадку. Ответственность за принятие решения лежит на руководителе и топ-менеджерах, которые наделены достаточными полномочиями и имеют право высказывать свою позицию относительно текущей работы предприятия.
Управленческие решения могут выражаться в нескольких формах, которые являются типологизированными. Такая типология позволяет эксперту очень быстро соотносить текущую ситуацию с характеристиками, предусмотренными внутри модели, и формировать корректное решение с учетом всех особенностей.
Так, по уровню обоснованности принято выделять решения:
- хорошо структурированные,
- слабо структурированные,
- неструктурированные.
Хорошо структурированные решения являются наилучшими, поскольку они научно и экспертно обоснованы, имеют количественные параметры и могут на практике отразить все результаты работы.
По уровню творческой составляющей можно выделить решения:
- рутинные,
- селективные,
- адаптационные,
- инновационные.
Рутинные решения могут приниматься ежедневно, иногда они вообще не влияют на работу предприятия, а входят в список обязанностей сотрудников. Инновационные решения принимаются руководителем и топ-менеджерами, поскольку они могут в корне изменить работу организации, оказать влияние на ее благополучие, стабилизировать работу. Инновационные решения также могут быть приняты в результате того, что компания недостаточно хорошо работает и нуждается в изменениях, которые повлекут за собой ряд важных реструктуризаций и преобразований.
По используемым методам разработки следует выделить решения:
- программируемые,
- непрограммируемые.
Первый вид – это те, для решения которых имеется определенная регламентируемая процедура. Программируемые решения считаются удобными, если компания регулярно сталкивается с типичными ситуациями, и уже нет необходимости каждый раз работать над решением, привлекать большое количество сотрудников и экспертов.
В соответствии с целями системы выделяют решения:
- стратегические,
- тактические,
- текущие.
По масштабам решения могут быть глобальными и локальными, а по типу руководящего воздействия эксперты выделяют директивные и рекомендательные решения. Некоторые исследователи обращаются к дополнительной классификации решений, и подразделяют их в соответствии с функциональным содержанием на:
- Плановые;
- Организационные;
- Мотивационные;
- Контролирующие.
Эти решения влияют на работу сотрудников, поскольку их деятельность должна соответствовать четко определяемому плану, организационные решения должны влечь за собой изменения в структуре (например, перевод сотрудников из одного подразделения в другое), мотивационные методы позволяют улучшать общее качество работы сотрудников, поскольку они понимают, для чего нужна их деятельность, и что по итогу за нее они получают вознаграждения, а за неисполнение обязанностей – выговоры и штрафы.
По срокам исполнения решения бывают:
- долгосрочными,
- среднесрочными,
- краткосрочными.
По форме подготовки выделяют решения:
- коллективные,
- единоличные.
Коллективные решения принимаются, когда каждый из уполномоченных руководителей и сотрудников высказывает свое мнение и варианты решения ситуации, а затем в коллективном порядке все они приходят к выводу о том, как лучше поступить, чтобы решение благоприятно отразилось на компании.
Технология принятия решений
Еще более важным звеном анализа системы принятия управленческих решений является исследование этапов и технологии процесса. Напомним, что термин "технология" происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (мысль, причина, методика, способ производства). Сегодня под технологией в широком смысле понимается совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В узком же смысле технология — это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и (или) эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Принятие управленческих решений, если говорить о технологиях, предполагает особый алгоритм действий, специфику набора этих действий на каждом этапе принятия решения. Технология включает несколько процедур и операций, которые направлены на поэтапную разработку, формирование и последующее принятие решений. Также технология может касаться планирования проверки решения, поскольку конечный результат тоже должен быть под контролем.
Первый этап технологии позволяет выявить проблему, которую в дальнейшем требуется решить. Далее эксперты (руководители, специалисты, топ-менеджеры) идентифицируют проблему, собирая о ней информацию и обрабатывая ее. На этом же этапе информация оценивается, уточняет, насколько она релевантна текущему состоянию организации. На третьем этапе разрабатываются альтернативы решения, идет поиск возможных вариантов, выслушиваются и анализируются все предложения заинтересованных сторон. Затем решение принимается, оформляется и доводится до всех исполнителей. Оцениваются и отбираются альтернативы для того случая, если изначально управленческое решение окажется неэффективным.