Общая характеристика технологий мотивации
Технологии мотивации персонала в современной компании – это инструменты, которые дают возможность мотивировать людей стремиться к достижению общеорганизационных целей и прикладывать к этому личные усилия.
Руководителям известно, что залогом успеха бизнеса в любой сфере выступают:
- внимательное отношение к работникам,
- адекватная реакция на промахи,
- своевременные поощрения.
В советское время популярны были такие инструменты мотивации персонала, как поощрительные грамоты, доски почета и памятные сувениры. В современных условиях используют другие способы мотивации персонала. Инструменты мотивации и их применение – один из важных вопросов управления персоналом.
Часто менеджеры применяют старые методики: наказывают худших работников, поощряют лучших сотрудников, проводят для всего коллектива ежегодные корпоративы. Но эта схема не всегда работает. Мало кто захочет посетить корпоратив, если рабочая обстановка угнетающая, а отношения напряженные.
Положительная мотивация нужна любому сотруднику:
- новичкам важно влиться в коллектив, проявить себя и почувствовать уверенность в своих силах,
- старожилам необходимо чувствовать признание,
- карьеристам хочется получить повышение,
- для «лентяев» лучшей наградой станет дополнительный отпуск.
В любом случае, если подчиненный чувствует, что совершил значимый для компании поступок или добился успеха, а руководитель не замечает этого, то в будущем такой подчиненный не захочет прикладывать усилия.
Мотивация подчиняется ряду принципов:
- эффект имеет мотивация, которая дает работникам возможность чувствовать свою значимость и нужность. Поощрения такого рода вызывают дух соперничества, добрую зависть и уважение в коллективе. Однако руководитель должен соблюдать меру, иначе впоследствии – при утрате объема наград – произойдет моральная дисквалификация работников,
- более успешны единоразовые непредвиденные поощрения. Системные – такие, как начисление премии ежемесячно по итогам оценки качества работы – вызывают привыкание и начинают восприниматься как часть нормы,
- в целом от похвалы больше эффекта, чем от наказания,
- руководство должно незамедлительно реагировать на свершения сотрудников – положительно или отрицательно. Во-первых, при этом у подчиненного четко устанавливаются связи между поступками и реакцией. Во-вторых, формируется понимание, что начальству небезразличны промахи и достижения,
- промежуточные результаты тоже должны рассматриваться как результаты. Работников нужно стимулировать даже за мелкие успехи, что приведет к ускорению достижения основной цели.
Технологии материальной (экономической) мотивации
Материальная мотивация является одним из самых распространенных способов повысить работоспособность сотрудников компании. При реализации грамотного подхода к материальной мотивации и построению системы оплаты труда производительность труда увеличится.
Экономическая мотивация может реализоваться в двух формах:
- денежной,
- неденежной.
В составе денежного стимулирования можно выделить:
- дополнительные выплаты, производимые за достижение высоких показателей в работе – бонусы, премии, увеличение оклада, проценты от сделок,
- поощрение ведения здорового образа жизни. Премии могут выплачиваться за отказ от курения, может предусматриваться компенсация абонементов в фитнес-клуб,
- оплата социальных и медицинских страховок,
- повышенные выплаты как компенсация вредных условий работы (в том случае, если их улучшение невозможно или крайне дорого),
- предоставление дополнительных отпусков в дополнение к базовому, определенному трудовым кодексом (по семейным обстоятельствам, в связи с учебой),
- денежные выплаты на значимые события – свадьбы, дни рождения и юбилеи, при наступлении чрезвычайных ситуаций,
- компенсация стоимости проезда или организация доставки сотрудников на предприятие и с предприятия,
- надбавки к пенсии от организации для заслуженных работников.
Неденежный вариант экономического стимулирования предусматривает:
- социальные учреждения, принадлежащие компании,
- частично или полностью оплаченные путевки на отдых работникам или членам их семей,
- специальные условия по приобретению продукции компании,
- улучшение материально-технического оснащения и условий труда,
- возможность гибкого регулирования графика работы,
- сокращенная рабочая неделя или сокращенный рабочий день,
- предоставление бесплатных билетов в театр, кино, на концерты.
Технологии нематериальной мотивации
Форм нематериальной мотивации существует больше, чем материальной:
- похвала, озвученная руководителями. Начальство должно замечать не только ошибки сотрудников, но и успехи при выполнении работы. Если руководители часто хвалят подчиненных, последние в будущем стараются оправдать ожидания,
- карьерный рост. Все люди рассчитывают, что за добросовестное выполнение рабочих обязанностей они получат продвижение по карьерной лестнице. Это стимулирует проявлять себя, но не должно излишне превозноситься: если в команде существует слишком жесткая конкуренция, она может негативно сказаться на общих результатах работы,
- формирование благоприятной обстановки в коллективе. Речь идет о различных мероприятиях, направленных на сплочение сотрудников – тимбилдинга, корпоративных праздников, а также о внимании к нуждам работников, согласовании индивидуальных графиков работы и т.д.,
- забота о сотрудниках, организация комфортного рабочего места и зон отдыха, решение вопросов питания, выделение парковочных мест и т.д.
Особенности применяемой нематериальной мотивации сильно зависят от отрасли, сферы деятельности и служебного статуса работников. Нематериальная мотивация лучше работает для высокооплачиваемых специалистов. Для людей, получающих низку зарплату, в приоритете материальное вознаграждение (в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу).