Стратегия менеджмента
Стратегия менеджмента – это общее направление развития предприятия в соответствии с его миссией и поставленными целями. Тактика в свою очередь предполагает определение и реализацию этапов и путей достижения целей, обозначенных в стратегии.
Стратегия проявляется в программах развития предприятия. Также стратегия касается менеджмента и маркетинга, поскольку маркетинговые исследования и управленческие решения предполагают наличие стратегии, в соответствии с которой осуществляется деятельность всех сотрудников организации. Управленцы принимают решения в соответствии со стратегией после того, как будет определена методология и методы достижения задач и целей. Методология включает процессы, действия сотрудников и стратегии руководителей относительно улучшения состояния и благосостояния компании. Менеджеры ответственны за контроль стратегических действий на каждом этапе работы предприятия.
Управление стратегией - процесс многоплановый и непростой. Бизнес-компании сегодня стремятся нанять специалистов в области стратегического планирования, поскольку управлять процессами должны люди, имеющие опыт в решении кейсов и задач. Планирование и составление стратегии касается внутренних работ и совершенствования предприятий, а также внешнеэкономических процессов. Руководители в связке с топ-менеджерами ищут наиболее выгодные пути улучшения состояния компании, а также предпринимают попытки прогнозирования (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) на основании имеющихся данных об организации и внешнеэкономических процессах. Практика показывает: компании с четко выстроенной стратегией достигают результатов гораздо быстрее, чем компании, чья стратегия грешит неопределенностью и непродуманностью.
Стратегия менеджмента находит реальное воплощение в:
- программе развития;
- целях и миссии компании;
- принципах практического управления;
- требованиях к персоналу организации;
- методике разработки управленческих решений.
Выступая в качестве совокупности ориентиров, стратегия определяет направления развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Стратегические элементы соответствуют миссии компании, цель может корректироваться и отличается гибкостью, но стратегия в гибком виде не приветствуется. Это связано с тем, что стратегические процессы зависят от временных рамок и материальных ресурсов, которые непросто изменить в случае необходимости. Поэтому стратегией занимаются опытные эксперты, которые неоднократно решали сложные управленческие задачи и имеют немалый опыт организаторской и стратегической деятельности. Стратегия предполагает использование различных тактик. Стратегия подразумевает совокупность действий и трансформаций, определяющих устойчивость компании, увеличивающих вероятность выживания фирмы в условиях непрерывно изменяющей окружающей среды.
Тактика менеджмента и ее связь со стратегией
Точно так же, как и стратегия, тактика предполагает выбор механизмов для реализации поставленных целей. Но тактика отличается индивидуальностью и изменчивостью, поскольку менеджеры добавляют некоторые авторские и личные методики в тактику управления, и могут менять ее в случае необходимости. Таким образом, тактика - это совокупность управленческих решений, которые отражают наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы. Выступая одной из характеристик менеджмента, тактика позволяет реализовывать стратегию компании и предполагает учет обстоятельств, которые невозможно учесть при разработке стратегии. Тактика может отражать частные случаи в практике управленцев, а также учитывать всяческие случайности и неожиданные события.
Менеджмент, несмотря на конкретику и определенность, сталкивается с непредвиденными ситуациями. В принципе, подобные случайности могут быть спрогнозированы, правда сделать это можно лишь в общих чертах. Соответственно, в тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, потери, неожиданные повороты событий, которые сказываются на общем состоянии компании и на изменениях, происходящих с руководителями и сотрудниками. Эксперты называют тактику искусством замысла, который возможен в текущей стратегической реальности. Тактики бывают разными и выражаются в разных процессах:
- выжидание;
- осмотрительность;
- агрессивное проявление;
- шоковая терапия;
- невмешательство;
- маневренность;
- прессинг.
Перечисленные тактики определяются ликвидностью компании, состоянием внешних рынков и ориентациями руководителей в отношении одного результата. Тактики также зависят от стратегии, хотя в рамках одной стратегии эксперты используют разные тактики. Делается это для того, чтобы определить обратные реакции со стороны общества, потребительского спроса, проследить изменения в предложении, качестве товаров и состоянии сотрудников. С позиции стратегии и тактики эксперты анализируют многие проблемы и ситуации, а также определяются с управленческим решением и его направленностью. Как и тактика, стратегия выступает в качестве предмета специальных разработок, которые опираются на исследовательские работы, анализ рынка, аудит финансового состояния фирмы, изучение конкурентов, прогнозирование дальнейшего развития событий. Эксперты оценивают возможности, соотносят ресурсы с опытом и потенциалом компании, делают выводы относительно выгодности изменений.
Выбор тактики и стратегии определяют сильные и слабые стороны компании. В современной практике управления исключительное значение имеет сочетание стратегии и тактики. Тактика предполагает выбор наилучшего варианта поведения и действий в конкретных обстоятельствах, но в любом тактическом решении заложены принципы выбранной стратегии.