Стратегии производственного менеджмента
Для эффективного продвижения предприятия руководителю необходимо действовать по строго определенному плану. Данный план принято называть стратегией развития предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Для составления эффективного плана необходимо осуществить оценку ресурсных возможностей экономической системы. Прежде всего, руководитель должен определиться с целью, миссией организации в современном обществе. Миссия и цель определяют уровень социальной ответственности бизнеса. Руководитель должен решить способно ли его предприятие принести пользу современному обществу.
После того как цель и миссия определены, руководителю стоит обратиться к руководителям отделов. Миссия организации разделяется на поддерживающие миссии и делегируется руководителям отделов. Далее в каждом отделе формируется собственный стратегический план. Приведем практический пример
Руководитель хочет принять участие в благотворительной акции для ветеранов. Он считает, что его предприятие обладает достаточным количеством ресурсов для того, чтобы позволить себе благотворительность в разных видах. Поэтому, руководителю финансового отдела необходимо включить эту статью расходов в ежегодный план. Закупщику необходимо осуществить закупку необходимых товаров и сформировать продуктовые наборы. Самому руководителю необходимо делегировать сотрудников для раздачи продуктовых наборов и оценить эффективность их работы.
Правила разработки стратегии предприятия
- Выявить цель стратегии
- Определить срок внедрения стратегии
- Оценить предполагаемую эффективность
- Выявить ответственных исполнителей
- Разработать план
- Разъяснить его сотрудникам
- Следить за выполнением
Классические стратегические решения
- Разработка товарной стратегии, рассматривающей процесс изготовления продукта. Менеджер должен принять эффективные решения по затратам на производственное сырье, разработке, качеству
- Разработка процессной стратегии. Менеджер рассматривает и учитывает особенности производства и старается его улучшить, сделать более эффективным. Изменения могут касаться технологии, коллектива, качества, оборудования, сервиса.
- Стратегия размещения предприятия и производства. Менеджер должен учитывать особенности производственного процесса и разместить цех так, чтобы он не доставлял неудобства окружающим.
- Стратегия эффективности производства. Менеджер учитывает то, на сколько эффективно используются возможности предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
- Стратегия человеческого капитала. Менеджер должен нанимать работников, которые эффективно работают на своем месте. Качество и количество человеческих ресурсов зависит от эффективности работы предприятия и предпочтений менеджера.
- Стратегия эффективности поставщиков. Менеджер заинтересован в поиске хороших поставщиков, которые отличаются надежностью и качеством поставляемого сырья и материалов
- Сбытовая стратегия. Менеджер чаще всего определяет ее как ключевую стратегию и направляет все силы на ее реализацию.
В процессе жизненного цикла предприятия цель, миссия и стратегия предприятия может существенно изменяться. Это происходит потому, что предприятие не статично и не может быть таким. Динамика предприятия очевидна. Руководитель должен реагировать на изменения внешней среды. Стратегия в этом очень хорошо помогает. Обращаясь к стратегии одного из перечисленных видов, руководитель фиксирует внимание персонала на определенном ориентире. Персонал направляет все силы на реализацию поставленной задачи. После того, как одна стратегия выполнена, применяется другая стратегия. Процесс бесконечен и может повторяться неопределенное количество раз.